Дмитрий Жданников, Ричард Лок, Лесли Роутон
ЛОНДОН/ПАРИЖ/ВАШИНГТОН, 16 мая (Рейтер) — Это должны были быть самые жёсткие санкции, которые США когда-либо вводили против кого-либо из российских олигархов. Однако 17 дней спустя Вашингтон их смягчил.
Минфин США 23 апреля ослабил ограничения на деятельность одного из главных активов российского миллиардера Олега Дерипаски, алюминиевого гиганта Русал. Вместо того, чтобы закрыть компании доступ к международным рынкам, что США намеревались сделать изначально, американский Минфин намекнул, что может вообще снять санкции.
Смена курса Вашингтоном говорит о том, каким серьёзным инструментом воздействия является цепочка поставок столь широко используемого металла, как алюминий. Можно также предположить, что администрация президента США Дональда Трампа, развязавшая экономические войны сразу по нескольким направлениям, включая Китай и Иран, находится под сильным давлением.
Правительства нескольких европейских стран, включая Германию и Францию, призывали Вашингтон пересмотреть свою позицию, сказали Рейтер более десяти чиновников и представителей отрасли из США и Евросоюза.
Транснациональные корпорации, такие как Rio Tinto (LON:RIO) и Boeing (NYSE:BA), также просили Минфин США смягчить ограничения в отношении Русала (MCX:RUALRDR).
Аргумент, по словам источников, у всех был один и тот же. Выдавливание крупнейшего производителя алюминия за пределами Китая бьёт по всему миру, создаёт трудности производителям огромного количества товаров, от автомобилей и самолетов до банок и фольги, и ставит под угрозу рабочие места.
В отличие от предыдущих санкций против России, в этот раз европейские страны не имели возможности обсудить с Вашингтоном влияющие на их экономику ограничительные меры, сказали источники. Одна из причин отсутствия диалога заключается в том, что в Госдепе США больше нет координатора санкционной политики для взаимодействия с другими странами, сказали три источника в США, знакомые с ситуацией, и один источник в Европе.
Бывший координатор Дэниел Фрид ушел в отставку в 2017 году. Ему не назначили замену из-за моратория на набор персонала, введённого администрацией Трампа.
Русал, Rio Tinto и Boeing отказались от комментариев.
Минфин США, куда входит Управление по контролю над иностранными активами (OFAC), которое ввело санкции, сообщил, что работает над тем, чтобы ослабить их влияние на союзников и отрасли, столкнувшиеся с «нежелательными косвенными последствиями». Ведомство не дало комментариев относительно лоббирования.
В ответ на вопрос о том, стало ли препятствием для международных консультаций отсутствие координатора санкционной политики, Госдеп сообщил, что за прошедший год провел несколько бесед с европейскими странами о санкциях и продолжает вести с ними диалог. Ведомство не уточнило, обсуждались ли санкции против РФ.
Введённые ограничения стали самыми жесткими санкциями США против публичной российской компании со времён аннексии Москвой украинского Крыма в 2014 году. Вашингтон ввёл санкции 6 апреля, дав американскому бизнесу 30 дней на получение поставок от Русала до того, как запрет на сделки в долларах вступит в силу.
Любому лицу или компании за несоблюдение санкций грозит закрытие доступа к финансовой системе, а Минфин США может изъять доллары, уплаченные Русалу.
Последствия действий США не заставили себя ждать. Цены на алюминий выросли на 15 процентов после того, как Русал остановил поставки. Помимо алюминия компания выпускает также необходимый для его производства глинозём.
«Они (Минфин США) дестабилизировали глобальную алюминиевую отрасль. Это беспрецедентный и масштабный перегиб», — сказал Андерс Аслунд, старший научный сотрудник базирующегося в США аналитического центра Атлантический совет.
Русал сообщил горнорудному концерну Rio Tinto, что приостанавливает поставки глинозёма со своего завода в ирландском Огинише на комбинат Rio во французском Дюнкерке, являющийся крупнейшим в Европе производителем алюминия, сообщили источники в отрасли. Российская компания опасается изъятия любых полученных ею платежей американскими властями, сказали источники.
Русал также проинформировал Trimet Aluminium о приостановке поставок глинозёма на комбинат компании во французских Альпах, а также в Эссене, Гамбурге и Фёрде в Германии.
Trimet отказалась от комментариев.
Приостановка поставок глинозёма грозит приостановкой выплавки алюминия Rio Tinto и Trimet и может ударить по всем компаниям дальше по технологической цепочке.
ПРАВИТЕЛЬСТВА ПРИНИМАЮТ МЕРЫ
Рыночный переполох имел разнообразные последствия.
Чиновники Франции, Германии, Ирландии и Италии после введения санкций США выступили против ограничений, сообщили источники в ЕС.
Многие опасались, что действия Вашингтона могут привести к закрытию в их странах заводов и компаний, зависимых от поставок Русала, что приведет к потере тысяч рабочих мест.
Министерство иностранных дел Ирландии высказало свое недовольство министру финансов США Стивену Мнучину после того, как 13 апреля ирландские чиновники встретились с руководителями завода в Огинише и услышали, что предприятие может закрыться, поставив под угрозу сотни рабочих мест, сказал Рейтер представитель правительства Ирландии.
Министр финансов Франции Брюно Ле Мэр обсудил санкции с Мнучиным через несколько дней после их введения в ходе телефонного разговора, а затем лично, во время встречи Международного валютного фонда и Всемирного банка в Вашингтоне, сообщил сотрудник французского министерства финансов.
«Мы связались с американцами, как только стало очевидно, что есть воздействие (санкций) на некоторые компании, работающие во Франции», — сказал он, добавив, что во стране под угрозой оказались сотни рабочих мест. «Американцы с самого начала заняли конструктивную позицию», — сказал он.
Источник в правительстве Италии сказал, что Рим также призывал Вашингтон смягчить санкции.
ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОМПАНИИ ДЕЙСТВУЮТ
Корпорации также лоббировали свои интересы.
По словам источников в отрасли, Rio Tinto связалась с французским правительством, а Trimet обратилась к германскому, попросив их оказать воздействие на Вашингтон. Rio Tinto обратилась непосредственно к OFAC, сказали два американских чиновника, знакомые с ситуацией. Trimet производит алюминиевые продукты для автомобильной, строительной и упаковочной отраслей.
Хотя большая часть жалоб исходит от европейских компаний, бизнес в США также высказывает опасения, говорят американские чиновники.
После объявления санкций 6 апреля авиастроительная корпорация Boeing высказала американскому правительству обеспокоенность по поводу роста цен на алюминий, сообщили два источника в отрасли, знакомые с вопросом. Автопроизводители также выражают недовольство по поводу возможного влияния санкций на их деятельность, сказали источники, отказавшись сообщить названия компаний.
По словам одного источников, помимо алюминия, автопроизводители тревожатся о возможных перебоях в поставках палладия, используемого в производстве каталитических конвертеров. Русал не производит палладий, но поставляет карбонат натрия Норильскому никелю, крупнейшему в мире производителю палладия.
Американская торговая группа Алюминиевая ассоциация сообщила Рейтер, что вскоре после 6 апреля она предоставила администрации Трампа рыночные данные, согласно которым промышленность США в прошлом году импортировала 680.000 метрических тонн российского первичного алюминия, покрывая 12 процентов внутреннего спроса.
Ассоциация выражала озабоченность санкциями против Русала на встречах с членами Национального экономического совета при Белом доме и с Торговым представительством США. Она заявляла, что эти меры могут ограничить поставки для переработчиков алюминия.
Чуть более чем через две недели после введения санкций, 23 апреля, OFAC смягчило меры. Ведомство дало компаниям шесть месяцев вместо 30 дней на сворачивание сделок с Русалом и сообщило, что может вовсе отменить санкции, если Дерипаска отдаст контроль в компании.
Эта новость вызвала немедленную реакцию рынка — алюминий терял в цене до 10 процентов. В настоящее время цены на алюминий находятся вблизи $2.300 за тонну. Это ниже отметки в $2.700 за тонну, достигнутого после объявления о санкциях 6 апреля, но по-прежнему выше уровня в $2.000 за тонну, на котором цены находились до введения ограничительных мер.
Дэвид Мортлок, работавший над антироссийскими санкциями в Совете национальной безопасности в 2013-15 годах, сказал, что подобные меры — не точная наука.
«Не забывайте, санкции могут быть скорректированы, есть их воздействие окажется сильнее, чем того хочет OFAC, — добавил Мортлок, который ныне является партнером в юридической фирме Willkie Farr & Gallagher. — Каждый раз, когда ты это делаешь, ты учишься на собственном опыте».
(При участии Яры Баюми, Мэри Милликен, Уоррена Стробеля, Тимоти Гарднера в Вашингтоне, Полины Девитт, Анастасии Лырчиковой, Дарьи Корсунской, Кати Голубковой в Москве, Джизельды Ваньони в Риме, Конора Хамфриза в Дублине, Клары Дениной, Даши Афанасьевой в Лондоне, Мэделин Чемберс в Берлине, Эдварда Тейлора во Франкфурте-на-Майне, Майкла Хогана в Гамбурге. Перевели Марина Боброва и Вера Сосенкова. Редактор Диана Асонова)
sponsoredArticle = ‘div-gpt-ad-1466339494851-0’;