Львовская область выступает за экономическую автономию в составе Украины. А в будущем сепаратисты готовы стать частью Польши. Децентрализации ждут и в других украинских областях. Основная причина — нежелание делиться с Киевом налоговыми сборами. Но вряд ли эти движения смогут объединиться и добиться большей свободы от центральной власти, полагают эксперты.
Польская община на Украине потребовала от Киева экономической автономии для Львовской области, сообщило издание «Пресса Украины».
«У Львова перспектива еще есть, а у других регионов ее нет. Польша даст львовянам возможность реализовать себя», — сказал председатель форума поляков Сергей Лукьяненко.
По его оценке, Львовский регион в экономическом развитии отстает от Польши на 50 лет.
Участники форума приняли резолюцию в адрес властей Украины с требованием об автономии. Сенатор польского сейма от партии «Право и справедливость» Яна Угли подчеркнул, что «Польша должна делать больше шагов навстречу своим соотечественникам в Восточной Галиции», — цитирует его слова издание.
Под Восточной Галицией как раз подразумевается Львовская область. Ранее часть депутатов Верховной Рады заподозрила Польшу в намерении претендовать на Западную Украину. В Декларации об итогах Второй мировой войны, которую в октябре этого года принял украинский парламент, ответственность за начало войны возлагается на нацистскую Германию и СССР. Депутат Верховной Рады Юрий Шухевич отметил, что на основании этого документа Варшава рассматривает западные земли Украины как свои собственные.
«Особый статус» для Львовской области общественные организации публично требовали еще в июле 2015 года.
Тогда митингующие на время заблокировали движение по одной из центральных улиц Львова, сообщал новостной портал Joinfo.ua. В руках они держали плакаты: «Особый статус Галичине — реальную автономию Львовской области!», «Галичина — это Европа!», «Хватит кормить воров в Киеве», «Налоги на нужды Львовской области!» Звучали требования предоставить Галичине права на собственную таможенную и таможенную политику и особый внешнеэкономический режим с Евросоюзом.
Вскоре после митинга во Львове были задержаны двое граждан Украины, члены общественной организации «Галицкий ястреб».
По версии Службы безопасности Украины, при обыске «у них были изъяты компьютер, ноутбуки, мобильные телефоны, флеш-накопители и банковские карточки, на которые поступали деньги из РФ».
Официальный Киев выражал готовность провести частичную децентрализацию власти. Было заявлено, что предложенная модель децентрализации устроит и мятежные регионы — Донецкую и Луганскую области. В августе 2015-го Верховная Рада приняла законопроект о «децентрализации Украины» и «особом статусе Донбасса» в первом чтении.
Сепаратистские настроения на Украине растут на фоне экономических проблем.
Международный валютный фонд (основной кредитор Украины) тем не менее прогнозирует рост ВВП Украины в 2016 году на 1,5% при инфляции 15,1%. Рост цен и политическая нестабильность вынуждают регионы все активнее искать способы обособления от центральной власти.
Этим летом пересмотра взаимоотношений с Киевом требовали общественные движения и даже местные власти в Харьковской, Житомирский, Кировоградской, Хмельницкой, Ивано-Франковской областях.
В Одессе проводятся акции с требованием придать городу статус порто-франко, особой экономической зоны для расположенного здесь морского порта.
Мятежные регионы надеются получить особые права, смысл которых заключается в том, чтобы меньше отчислять налогов в федеральный центр, а также в бóльшей свободе принятия экономических решений. При этом государство по-прежнему должно решать вопросы безопасности и защиты границ.
Украинских сепаратистов вдохновляет политика правых партий в ЕС и примеры Британии, Греции, испанской Каталонии. Лидер «Национального фронта» Марин Ле Пен на днях заявила, что Франции необходимо выйти из Евросоюза, НАТО и еврозоны.
«Frexit будет частью моей политики», — сказала Марин Ле Пен, призвав отказаться от единой европейской валюты. Она называет евро инструментом шантажа. «Где евро, там выросли цены, налоги и безработица, уменьшились заработные платы и пенсии, и граждане стали беднее», — отметила она.
Маловероятно, что украинские сепаратисты смогут объединиться и создать широкий фронт против центральной власти, отмечает первый заместитель директора Центра политических технологий Алексей Макаркин. Исторически так сложилось, что поляки не без оснований считают Львов польским городом, но сепаратисты в других регионах — это очень разные люди, кто-то смотрит на запад, а кто-то и на восток, отметил он.
«Понятно, что местная элита, с одной стороны, хочет больше полномочий, больше ресурсов в своем подчинении, с другой стороны, побаивается громко заявлять об этом. Да и широкой поддержки в обществе сепаратистские настроения не получат», — говорит Макаркин.
Для действующей власти сепаратистский тренд пока что неопасен. Главы регионов назначаются и целиком зависят от Киева, обещанная децентрализация, подразумевающая передачу власти избираемым главам областных советов, зависла. «Единственное, что позволяет официальный Киев, — самостоятельность на муниципальном уровне. Этим можно и перед Евросоюзом отчитаться об успешно проводимой политике децентрализации, и в то же время не опасаться усиления фронды», — добавляет эксперт.