В будущем авиабилеты продолжат дешеветь, а количество авиапассажиров увеличится вдвое к 2035 году. Уже через три года аэропорты и авиакомпании предпочтут общаться с пассажирами через мобильные устройства, а терминалы аэропортов превратятся в огромные торгово-развлекательные центры без надоедливых объявлений по громкоговорителю. В День гражданской авиации России «Газета.Ru» выбрала пять основных тенденций развития авиаотрасли.
Цена ниже — пассажиров больше
Бюджетные авиаперевозки будут увеличивать свою долю на рынке. По данным ИКАО, в 2016 году на долю бюджетных перевозчиков пришлось примерно 28% общего объема мировых регулярных пассажирских перевозок, тогда как в 2003 году, по оценкам консалтинговой A.T. Kearney, она составляла около 10%.
Лоукост-авиакомпании наиболее популярны в Европе: там на них приходится 32% от всех пассажирских перевозок. Аналогичные показатели в Азиатско-Тихоокеанском регионе составили 31%, в Северной Америке — 25%.
Фоторепортаж: Самая красивая профессия
$(document).ready(function(){ var pictures=[ {pic905:» //img.gazeta.ru/files3/651/10517651/catchme-pic905-895×505-14947.jpg»,pic830:» //img.gazeta.ru/files3/651/10517651/catchme-pic830-830×460-85717.jpg»,pic830c:» //img.gazeta.ru/files3/651/10517651/catchme-pic830-830×460-85717.jpg»,pic685:» //img.gazeta.ru/files3/651/10517651/catchme-pic685-685×390-37079.jpg»,pic620:» //img.gazeta.ru/files3/651/10517651/catchme-pic620-620×350-91922.jpg»,pic580:» //img.gazeta.ru/files3/651/10517651/catchme-pic580-580×330-33988.jpg»,pic410:» //img.gazeta.ru/files3/651/10517651/catchme-pic410-410×230-79816.jpg»,pic305:» //img.gazeta.ru/files3/651/10517651/catchme-pic305-305×175-44823.jpg»,pic265:» //img.gazeta.ru/files3/651/10517651/catchme-pic265-265×150-59111.jpg»,pic150:» //img.gazeta.ru/files3/651/10517651/catchme-pic150-150×100-77061.jpg»,pic4_zoom:»»,js_pic_author:»»,js_picsrc:»DreamWorks SKG»,js_description:»Кадр из фильма «Поймай меня, если сможешь» (2002)»,picsign_url:»» }, {pic905:» //img.gazeta.ru/files3/465/6642465/01-pic905-895×505-90295.jpg»,pic830:» //img.gazeta.ru/files3/465/6642465/01-pic830-830×460-65964.jpg»,pic830c:» //img.gazeta.ru/files3/465/6642465/01-pic830-830×460-65964.jpg»,pic685:» //img.gazeta.ru/files3/465/6642465/01-pic685-685×390-48353.jpg»,pic620:» //img.gazeta.ru/files3/465/6642465/01-pic620-620×350-62337.jpg»,pic580:» //img.gazeta.ru/files3/465/6642465/01-pic580-580×330-43449.jpg»,pic410:» //img.gazeta.ru/files3/465/6642465/01-pic410-410×230-49655.jpg»,pic305:» //img.gazeta.ru/files3/465/6642465/01-pic305-305×175-99445.jpg»,pic265:» //img.gazeta.ru/files3/465/6642465/01-pic265-265×150-85129.jpg»,pic150:» //img.gazeta.ru/files3/465/6642465/upload-01-pic150-150×100-2611.jpg»,pic4_zoom:» //img.gazeta.ru/files3/465/6642465/upload-01-pic4_zoom-1000×1000-26517.jpg»,js_pic_author:»»,js_picsrc:»Air France»,js_description:»Air France (Франция)»,picsign_url:»» }, {pic905:» //img.gazeta.ru/files3/469/6642469/02-pic905-895×505-96753.jpg»,pic830:» //img.gazeta.ru/files3/469/6642469/02-pic830-830×460-76230.jpg»,pic830c:» //img.gazeta.ru/files3/469/6642469/02-pic830-830×460-76230.jpg»,pic685:» //img.gazeta.ru/files3/469/6642469/02-pic685-685×390-17811.jpg»,pic620:» //img.gazeta.ru/files3/469/6642469/02-pic620-620×350-6995.jpg»,pic580:» //img.gazeta.ru/files3/469/6642469/02-pic580-580×330-6579.jpg»,pic410:» //img.gazeta.ru/files3/469/6642469/02-pic410-410×230-49927.jpg»,pic305:» //img.gazeta.ru/files3/469/6642469/02-pic305-305×175-55741.jpg»,pic265:» //img.gazeta.ru/files3/469/6642469/02-pic265-265×150-76727.jpg»,pic150:» //img.gazeta.ru/files3/469/6642469/upload-02-pic150-150×100-4805.jpg»,pic4_zoom:» //img.gazeta.ru/files3/469/6642469/upload-02-pic4_zoom-1000×1000-5084.jpg»,js_pic_author:»»,js_picsrc:»Singapore Airlines «,js_description:»Singapore Airlines (Сингапур)»,picsign_url:»» }, {pic905:» //img.gazeta.ru/files3/473/6642473/03-pic905-895×505-90043.jpg»,pic830:» //img.gazeta.ru/files3/473/6642473/03-pic830-830×460-7839.jpg»,pic830c:» //img.gazeta.ru/files3/473/6642473/03-pic830-830×460-7839.jpg»,pic685:» //img.gazeta.ru/files3/473/6642473/03-pic685-685×390-91028.jpg»,pic620:» //img.gazeta.ru/files3/473/6642473/03-pic620-620×350-96107.jpg»,pic580:» //img.gazeta.ru/files3/473/6642473/03-pic580-580×330-67553.jpg»,pic410:» //img.gazeta.ru/files3/473/6642473/03-pic410-410×230-35090.jpg»,pic305:» //img.gazeta.ru/files3/473/6642473/03-pic305-305×175-93883.jpg»,pic265:» //img.gazeta.ru/files3/473/6642473/03-pic265-265×150-64523.jpg»,pic150:» //img.gazeta.ru/files3/473/6642473/upload-03-pic150-150×100-62215.jpg»,pic4_zoom:» //img.gazeta.ru/files3/473/6642473/upload-03-pic4_zoom-1000×1000-94745.jpg»,js_pic_author:»»,js_picsrc:»«Аэрофлот»»,js_description:»«Аэрофлот» (Российская Федерация)»,picsign_url:»» }, {pic905:» //img.gazeta.ru/files3/477/6642477/04-pic905-895×505-79813.jpg»,pic830:» //img.gazeta.ru/files3/477/6642477/04-pic830-830×460-11054.jpg»,pic830c:» //img.gazeta.ru/files3/477/6642477/04-pic830-830×460-11054.jpg»,pic685:» //img.gazeta.ru/files3/477/6642477/04-pic685-685×390-83636.jpg»,pic620:» //img.gazeta.ru/files3/477/6642477/04-pic620-620×350-83759.jpg»,pic580:» //img.gazeta.ru/files3/477/6642477/04-pic580-580×330-93849.jpg»,pic410:» //img.gazeta.ru/files3/477/6642477/04-pic410-410×230-47261.jpg»,pic305:» //img.gazeta.ru/files3/477/6642477/04-pic305-305×175-8851.jpg»,pic265:» //img.gazeta.ru/files3/477/6642477/04-pic265-265×150-2205.jpg»,pic150:» //img.gazeta.ru/files3/477/6642477/upload-04-pic150-150×100-7410.jpg»,pic4_zoom:» //img.gazeta.ru/files3/477/6642477/upload-04-pic4_zoom-1000×1000-27566.jpg»,js_pic_author:»»,js_picsrc:»Kingfisher Airlines»,js_description:»Kingfisher Airlines (Индия)»,picsign_url:»» }, {pic905:» //img.gazeta.ru/files3/481/6642481/05-pic905-895×505-64476.jpg»,pic830:» //img.gazeta.ru/files3/481/6642481/05-pic830-830×460-14303.jpg»,pic830c:» //img.gazeta.ru/files3/481/6642481/05-pic830-830×460-14303.jpg»,pic685:» //img.gazeta.ru/files3/481/6642481/05-pic685-685×390-43088.jpg»,pic620:» //img.gazeta.ru/files3/481/6642481/05-pic620-620×350-60157.jpg»,pic580:» //img.gazeta.ru/files3/481/6642481/05-pic580-580×330-5273.jpg»,pic410:» //img.gazeta.ru/files3/481/6642481/05-pic410-410×230-30974.jpg»,pic305:» //img.gazeta.ru/files3/481/6642481/05-pic305-305×175-32440.jpg»,pic265:» //img.gazeta.ru/files3/481/6642481/05-pic265-265×150-757.jpg»,pic150:» //img.gazeta.ru/files3/481/6642481/upload-05-pic150-150×100-5813.jpg»,pic4_zoom:» //img.gazeta.ru/files3/481/6642481/upload-05-pic4_zoom-1000×1000-664.jpg»,js_pic_author:»»,js_picsrc:»Cathay Pacific»,js_description:»Cathay Pacific (Гонконг)»,picsign_url:»» }, {pic905:» //img.gazeta.ru/files3/485/6642485/06-pic905-895×505-38507.jpg»,pic830:» //img.gazeta.ru/files3/485/6642485/06-pic830-830×460-20838.jpg»,pic830c:» //img.gazeta.ru/files3/485/6642485/06-pic830-830×460-20838.jpg»,pic685:» //img.gazeta.ru/files3/485/6642485/06-pic685-685×390-10532.jpg»,pic620:» //img.gazeta.ru/files3/485/6642485/06-pic620-620×350-17567.jpg»,pic580:» //img.gazeta.ru/files3/485/6642485/06-pic580-580×330-32983.jpg»,pic410:» //img.gazeta.ru/files3/485/6642485/06-pic410-410×230-24025.jpg»,pic305:» //img.gazeta.ru/files3/485/6642485/06-pic305-305×175-10341.jpg»,pic265:» //img.gazeta.ru/files3/485/6642485/06-pic265-265×150-79267.jpg»,pic150:» //img.gazeta.ru/files3/485/6642485/upload-06-pic150-150×100-96351.jpg»,pic4_zoom:» //img.gazeta.ru/files3/485/6642485/upload-06-pic4_zoom-1000×1000-17551.jpg»,js_pic_author:»»,js_picsrc:»Emirates»,js_description:»Emirates (Дубаи)»,picsign_url:»» }, {pic905:» //img.gazeta.ru/files3/489/6642489/07-pic905-895×505-70923.jpg»,pic830:» //img.gazeta.ru/files3/489/6642489/07-pic830-830×460-28700.jpg»,pic830c:» //img.gazeta.ru/files3/489/6642489/07-pic830-830×460-28700.jpg»,pic685:» //img.gazeta.ru/files3/489/6642489/07-pic685-685×390-40432.jpg»,pic620:» //img.gazeta.ru/files3/489/6642489/07-pic620-620×350-84293.jpg»,pic580:» //img.gazeta.ru/files3/489/6642489/07-pic580-580×330-78576.jpg»,pic410:» //img.gazeta.ru/files3/489/6642489/07-pic410-410×230-18201.jpg»,pic305:» //img.gazeta.ru/files3/489/6642489/07-pic305-305×175-89764.jpg»,pic265:» //img.gazeta.ru/files3/489/6642489/07-pic265-265×150-56857.jpg»,pic150:» //img.gazeta.ru/files3/489/6642489/upload-07-pic150-150×100-57369.jpg»,pic4_zoom:» //img.gazeta.ru/files3/489/6642489/upload-07-pic4_zoom-1000×1000-65669.jpg»,js_pic_author:»»,js_picsrc:»Air Asia»,js_description:»Air Asia (Малайзия)»,picsign_url:»» }, {pic905:» //img.gazeta.ru/files3/493/6642493/08-pic905-895×505-90069.jpg»,pic830:» //img.gazeta.ru/files3/493/6642493/08-pic830-830×460-19252.jpg»,pic830c:» //img.gazeta.ru/files3/493/6642493/08-pic830-830×460-19252.jpg»,pic685:» //img.gazeta.ru/files3/493/6642493/08-pic685-685×390-10881.jpg»,pic620:» //img.gazeta.ru/files3/493/6642493/08-pic620-620×350-19295.jpg»,pic580:» //img.gazeta.ru/files3/493/6642493/08-pic580-580×330-7525.jpg»,pic410:» //img.gazeta.ru/files3/493/6642493/08-pic410-410×230-1111.jpg»,pic305:» //img.gazeta.ru/files3/493/6642493/08-pic305-305×175-69684.jpg»,pic265:» //img.gazeta.ru/files3/493/6642493/08-pic265-265×150-26646.jpg»,pic150:» //img.gazeta.ru/files3/493/6642493/upload-08-pic150-150×100-37676.jpg»,pic4_zoom:»»,js_pic_author:»»,js_picsrc:»Lufthansa»,js_description:»Lufthansa (Германия)»,picsign_url:»» }, {pic905:» //img.gazeta.ru/files3/497/6642497/09-pic905-895×505-12693.jpg»,pic830:» //img.gazeta.ru/files3/497/6642497/09-pic830-830×460-40619.jpg»,pic830c:» //img.gazeta.ru/files3/497/6642497/09-pic830-830×460-40619.jpg»,pic685:» //img.gazeta.ru/files3/497/6642497/09-pic685-685×390-17547.jpg»,pic620:» //img.gazeta.ru/files3/497/6642497/09-pic620-620×350-56282.jpg»,pic580:» //img.gazeta.ru/files3/497/6642497/09-pic580-580×330-85694.jpg»,pic410:» //img.gazeta.ru/files3/497/6642497/09-pic410-410×230-16305.jpg»,pic305:» //img.gazeta.ru/files3/497/6642497/09-pic305-305×175-26675.jpg»,pic265:» //img.gazeta.ru/files3/497/6642497/09-pic265-265×150-86643.jpg»,pic150:» //img.gazeta.ru/files3/497/6642497/upload-09-pic150-150×100-37847.jpg»,pic4_zoom:» //img.gazeta.ru/files3/497/6642497/upload-09-pic4_zoom-1000×1000-94048.jpg»,js_pic_author:»»,js_picsrc:»Thai Airways International»,js_description:»Thai Airways International (Таиланд)»,picsign_url:»» }, {pic905:» //img.gazeta.ru/files3/501/6642501/10-pic905-895×505-24331.jpg»,pic830:» //img.gazeta.ru/files3/501/6642501/10-pic830-830×460-78954.jpg»,pic830c:» //img.gazeta.ru/files3/501/6642501/10-pic830-830×460-78954.jpg»,pic685:» //img.gazeta.ru/files3/501/6642501/10-pic685-685×390-47727.jpg»,pic620:» //img.gazeta.ru/files3/501/6642501/10-pic620-620×350-77150.jpg»,pic580:» //img.gazeta.ru/files3/501/6642501/10-pic580-580×330-4489.jpg»,pic410:» //img.gazeta.ru/files3/501/6642501/10-pic410-410×230-69397.jpg»,pic305:» //img.gazeta.ru/files3/501/6642501/10-pic305-305×175-2791.jpg»,pic265:» //img.gazeta.ru/files3/501/6642501/10-pic265-265×150-720.jpg»,pic150:» //img.gazeta.ru/files3/501/6642501/upload-10-pic150-150×100-29294.jpg»,pic4_zoom:» //img.gazeta.ru/files3/501/6642501/upload-10-pic4_zoom-1000×1000-76570.jpg»,js_pic_author:»»,js_picsrc:»Virgin Atlantic «,js_description:»Virgin Atlantic (США). На фото: Ричард Брэнсон — британский предприниматель, основатель корпорации Virgin Group, включающей в себя около 400 компаний различного профиля. «,picsign_url:»» } ]; var pictures_length = pictures.length; pictures = pictures.slice(0, 5); full_photoreps = { id: «6642461», rep_url: «/lifestyle/photo/styuardessi.shtml» }; photoreport_main(pictures, undefined, full_photoreps, 6642461, pictures_length); full_photoreps = {}; }) __is_photorep_included6642461: 1
При этом размывается граница между лоукостерами и авиакомпаниями с традиционной экономической моделью. В настоящее время имеет смысл говорить о гибридных авиаперевозчиках, которые предлагают широкую тарифную сетку, включающую и лоукост-тарифы с минимальной нормой провоза багажа, и билеты привычного эконом-класса, предусматривающие бесплатное питание на борту, а также премиальный и бизнес-тарифы.
Так, большинство российских авиакомпаний, в том числе S7, «ЮТэйр», «Уральские авиалинии», запустили тарифы, предполагающие провоз минимальной нормы багажа — 10 кг (в ручной клади или багажном отсеке) вместо ранее привычных 20 кг. Так, по данным российской «Победы», в 2016 году около 12% пассажиров авиакомпании впервые в жизни воспользовались воздушным транспортом. То есть
наличие широкого тарифного ряда с возможностью воспользоваться дешевой авиаперевозкой позволяет привлечь новых потребителей.
Этому также способствует рост благосостояния в таких развивающихся странах, как Китай и Индия. По данным IATA, объем пассажиропотока в этих двух странах подскочил за 2016 год на 23,3 и 11,7% соответственно. К 2035 году мировой пассажиропоток достигнет 7,2 млрд человек (в 2016 году — 3,7 млрд).
Лоукост-авиаперевозка увеличивает долю и на дальнемагистральных маршрутах. Например, Norwegian Air Shuttle увеличила частоту рейсов из Европы в Северную Америку за 2016 год на 44%, посчитали в британской OAG. А азиатский лоукостер AirAsia задумалась о запуске рейсов из Бангкока и Куала-Лумпура в Москву.
По данным IATA, авиаперевозка продолжает дешеветь. По прогнозам Международной ассоциации воздушного транспорта, средняя стоимость авиабилета «туда-обратно» в 2017 году сократится до $351. По сравнению с уровнем 1995 года этот показатель снизился на 63%.
Диджитализация общения с пассажирами
Мировые авиакомпании и аэропорты увеличивают использование цифровых технологий и во внутреннем управлении, и в общении с пассажирами. 6% авиакомпаний уже тестируют, а 17% планируют в течение ближайших пяти лет начать испытания искусственного интеллекта. Среди аэропортов доля чуть выше: 21% аэропортов намерены тестировать приложения с использованием искусственного интеллекта в ближайшие пять лет, говорится в исследовании поставщика IT-решений для авиации SITA.
По оценке SITA, 55% путешественников в мире использовали какие-либо технологии самообслуживания при осуществлении перелета. Интерес к digital-услугам возрастает: около 76% пассажиров хотели бы получать уведомления о начале выдачи багажа на свои мобильные устройства, почти столько же (74%) предпочли бы узнавать об изменениях в расписании рейсов через мобильные приложения.
К 2019 году доля аэропортов в мире, которые будут предоставлять информацию о статусе рейса и процессе выдачи багажа напрямую на мобильные устройства пассажиров, возрастет до 72%.
«Самостоятельная регистрация, сдача багажа, получение электронного посадочного талона, самостоятельное перемещение между различными зонами аэропорта — это облегчит жизнь аэропорту, потому что позволит задействовать меньше персонала, а перемещения пассажиров будет легче отследить», — пояснил главный редактор «Авиа.ру» Роман Гусаров.
С помощью мобильных приложений можно будет не только узнать о номере выхода на посадку или переносе времени вылета, но и перебронировать авиабилет. Сейчас такое решение используется около 21% авиакомпаний мира. Например, голландская KLM (входит в холдинг AIr France-KLM) позволяет перебронировать билеты через WhatsApp, а итальянская Meridiana в случае изменения расписания предлагала пассажирам по SMS или e-mail выбрать новый вариант перелета.
К 2019 году количество авиаперевозчиков, использующих мобильные приложения, SMS-сервисы и чаты для перебронирования, увеличится до 73%.
Тихий аэропорт
Благодаря цифровизации и использованию мобильных устройств для информирования аэропорты смогут отказаться от надоедливых объявлений по громкоговорителю. Концепция «тихого аэропорта» получила распространение прежде всего в Европе.
Идея заключается в том, чтобы сократить шум в здании аэропорта, который у многих пассажиров вызывает лишь раздражение, до минимума, ограничившись объявлениями, касающимися безопасности, и срочными сообщениями.
Среди первопроходцев концепцию «тишины» внедрили аэропорты Хельсинки, Мюнхена, городской аэропорт Лондона, авиахаб в Мумбае.
Тем самым аэропорты стремятся создать спокойную обстановку, в которой пассажиры смогут отдыхать в ресторанах и кафе без надоедливых выкриков громкоговорителей, считает Анжела Гиттенз, гендиректор Международного совета аэропортов (Airports Council International).
Такая политика выгодна тем, что это будет способствовать увеличению неавиационных доходов: по оценке представителя аэропорта в Мюнхене Коринны Борн, благодаря концепции «тихого аэропорта» пассажиры увеличивают время нахождения в терминале, предпочитая приехать заранее.
По пути снижения частоты голосовых оповещений пошли и в московском «Домодедово»: здесь звучат только самые необходимые сообщения. «Объявления в общей зоне носят информационный характер, связанный с правилами провоза предметов в багаже и ручной клади, правилами безопасности, запретом курения: сообщения звучат раз в два часа и формируются системой автоматически», — рассказали в пресс-службе аэропорта.
Шумовое загрязнение имеет экономические последствия: согласно исследованию голландского Национального института здравоохранения и защиты окружающей среды, близость к аэропорту приводила к 50-процентному падению цен на земли под жилищное строительство. В масштабах Нидерландов шумовое загрязнение от аэропортов ежегодно стоило стране около €1 млрд, посчитали составители доклада. Более половины от этой суммы приходилось на аэропорт Амстердама Скипхол.
Снизить шумовое загрязнение в аэропорту помогут и самолеты нового поколения: так, Boeing 787 на 60%, а Airbus A350 на 50% тише во время взлета и посадок, чем схожие модели предыдущего поколения.
Аэропорт как город
Аэропорты станут не только крупными транспортными хабами, но и будут конкурировать с торгово-развлекательными центрами. Те авиахабы, которые имеют масштабный транзитный поток, будут развивать концепцию «аэропорта-города». «Это место, где можно получить полный набор услуг. И парикмахерская, и кинотеатр, и рестораны, и гостиница. Это позволит транзитным пассажирам найти любой вариант времяпрепровождения», — поясняет главный редактор «Авиа.ру» Роман Гусаров.
Например, в международном аэропорту Сингапура Чанги, который занимает 13 кв. км и обслуживает ежегодно более 50 млн человек (в 2016 году — 58,7 млн человек), пассажиры могут скоротать время не только в магазинах и ресторанах, но и поплавать в бассейне, расположенном в отеле для транзитных пассажиров в терминале 1, сходить в кино или посетить цветущий сад в терминале 2.
Аэропорты станут мультимодальными транспортными центрами, в здании которых будут располагаться и железнодорожные, и автобусные станции. При этом частично такое происходит уже сейчас: например, пассажирам «Аэроэкспресса» доступна услуга регистрации и сдачи багажа на рейс перед посадкой в поезд.
Впрочем, такое будущее ждет только крупные международные хабы. Небольшие аэропорты будут внедрять эти инновации лишь частично, по мере необходимости, отказавшись от более дорогих инфраструктурных и капиталоемких решений, подчеркнул Гусаров.
Узкофюзеляжный и дальнемагистральный
Основной спрос авиакомпаний в ближайшие 20 лет придется на узкофюзеляжные лайнеры (90–230 пассажиров). По оценке Airbus, мировая потребность в таких лайнерах составит 24 тыс. самолетов в период с 2016 по 2035 год. По оценке Boeing, спрос на такие воздушные суда достигнет 28 140 единиц.
Аналитики обоих авиаконцернов единогласно заявляют, что узкофюзеляжные самолеты составят более 71% от объема прогнозируемого спроса.
Основными покупателями таких лайнеров выступят авиакомпании-лоукостеры, считают в Boeing.
В Airbus также верят в рост спроса на дальнемагистральные самолеты, поскольку к 2035 году количество пассажиров на таких рейсах удвоится и составит около 2,5 млн человек. Лидером по покупкам новых самолетов в ближайшие 20 лет станет Азиатско-Тихоокеанский регион.