Все процедуры закупок и виды торгов с государственным участием должны стать частью контрактной системы и проводиться на электронной площадке, считает Минэкономразвития. Соответствующие поправки в закон о контрактной системе закупок размещены на портале нормативно-правовых актов. Изменения призваны повысить прозрачность и снизить злоупотребления в сфере госзакупок.
Снять маски с заказчиков и поставщиков
Минэкономразвития подготовило поправки в ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», распространяющие действие закона на все виды торгов госимущества.
О необходимости единых стандартов в системе госзакупок говорилось давно. В прошлом феврале Минэкономразвития представило доклад, согласно которому 70% закупок в 2015 году пришлось на пять крупнейших заказчиков.
Кроме того, по данным Минэкономразвития, более 95% закупок осуществлялись на неконкурентной основе, а более 40% — у единственного поставщика. Как говорили в ФАС, объем неконкурентных закупок у госкомпаний достигает 90%.
Премьер-министр России Дмитрий Медведев также обращал внимания на эту проблему. По его словам, чрезмерное количество форматов проведения госзакупок помогает компаниям замаскировать единственного поставщика в тех ситуациях, когда он не нужен.
В настоящее время продажа регионального и муниципального имущества, природных ресурсов, а также предприятий, находящихся на стадии банкротства, регулируется несколькими десятками нормативных актов. В связи с этим конкретные требования устанавливают чиновники, что создает почву для злоупотреблений, коррупции, а также нестабильную ситуацию для бизнеса, жаловался глава «Деловой России» Алексей Репик на встрече с президентом России Владимиром Путиным.
«Сейчас отследить смену владельцев объектов недвижимости, особенно региональной и муниципальной, практически невозможно», — считает старший юрист BMS Law Firm Тарас Хижняк.
Пока нет единой стройной системы продажи госимущества, особенно на уровне регионов и муниципалитетов, требования и условия их реализации устанавливаются необоснованно, считает аналитик ГК TeleTrade Марк Гойхман.
«Зачастую они выражают интересы местных чиновников, а также связанных с ними структур, выступающих посредниками, лишним звеном. Это и усложняет доступ к ресурсам для бизнеса, и способствует злоупотреблениям», — говорит он.
Госимущество выставят онлайн
О том, что правительство поручило Минэкономразвития подготовить поправки в закон о контрактной системе закупок, «Газете.Ru» подтвердили в самом министерстве и аппарате первого вице-премьера Игоря Шувалова.
По словам замглавы Минэкономразвития Евгения Елина, курирующего госзакупки, реформа нацелена на перевод массовой приватизации «на более прозрачную и справедливую систему электронных торгов».
«Правительством было определено, что торги должны стать частью контрактной системы. Этим обусловлено наше предложение использовать для обеспечения торгов единую информационную систему в сфере закупок и электронные площадки, которые в настоящее время обеспечивают госзакупки», — сообщили в пресс-службе МЭР.
Согласно предложению ведомства, вся информация о торгах должна размещаться на портале единой информационной системы госзакупок zakupki.gov.ru, с целью унификации процедур торгов. Действие закона распространится, в том числе, на торги по приватизации государственного и муниципального имущества.
«Проведение торгов в электронной форме позволит повысить анонимность подачи заявок участниками торгов и их рассмотрения организаторами торгов, что может способствовать снижению коррупционных рисков», — говорится в пояснительной записке к проекту.
Цепной пес аудита
Новый законопроект предполагает создать институт аудита торгов госимущества, за который будет отвечать Счетная палата. Впрочем, там этим уже занимаются – недавно СП заявила, что план приватизации правительства на 2014–2016 годы в части имущества казны был выполнен лишь на 15%, а доля доходов от приватизации не превышает 3%.
Среди других нововведений – создание реестра договоров, заключенных по результатам торгов, и реестра недобросовестных участников торгов, исключение из которого возможно только спустя два года.
Издержки на участие в торгах должны составлять от 5 до 20% начальной цены договора. В случае проведения торгов по реализации государственного и муниципального имущества тариф на обеспечение заявки установлен в размере 20%. Все указанные поправки должны вступить в силу только в июле 2018 года.
Участие в разработке поправок должна была принимать еще Федеральная антимонопольная служба (ФАС), которая еще в июле раскритиковала идею монополизации рынка электронных торговых площадок. В пресс-службе организации «Газете.Ru» подтвердили, что «контрактную систему закупок регулирует непосредственно ФАС», однако не смогли ответить, принимала ли служба участие в работе над поправками, порекомендовав задать этот вопрос Минэкономразвития.
Удар по чиновникам
Эксперты считают, что поправки будут иметь положительное влияние на сферу торгов госимущества, но только в случае их реального соблюдения.
Как считает Хижняк из BMS Law Firm, нововведения помогут обеспечить прозрачность сделок в этой сфере, что послужит сдерживающим фактором от злоупотреблений и махинаций.
«На сегодняшний день большая часть закупок госкомпаний проходит у единственного поставщика, и назвать их «прозрачными» в полной мере нельзя. Проект поправок как раз призван улучшить эту ситуацию», — говорит партнер юридической фирмы «СМБ Консалт» Максим Плетнев.
по теме
«Ъ»: Собянин выступил за использование региональных систем для госзакупок
«Ростех» предложил кабмину систему референтных цен для эффективности госзакупок
Тем не менее, поправки не избавят от всех проблем и злоупотреблений, существующих в сфере госзакупок, а также не открывают «все двери» для малого бизнеса, констатирует он.
«Против внесения поправок будут, скорее всего, выступать региональные власти, так как чиновники редко одобряют усиление контроля за своей деятельностью», — уверен старший юрист BMS Law Firm Тарас Хижняк.
В случае появления общей, единой и последовательной системы обращения с госимуществом — от покупок до реализации – выиграют как бизнес, так и местные бюджеты. Проиграют же, по мнению Гойхмана из ГК TeleTrade, нынешние «бенефициары», получатели выгод от непрозрачности и предвзятости данных процедур.
«Предприниматели получат возможность приобретения активов по обоснованным, а не посредническим ценам. Бюджет станет получать доходы без вычета коррупционной составляющей», — сказал аналитик, признав, что соблюдение данного закона на практике – отдельный вопрос.