Российский ритейлер X5 Retail Group вместе с Фондом развития интернет-инициатив будет отбирать стартапы, занимающиеся анализом поведения потребителей и повышением персонализации в продуктовом оффлайн-сегменте. Для этого фонд создал бизнес-акселератор для retail-tech, проекты которого получат финансирование со стороны ФРИИ, консультации от экспертов X5 и возможность тестирования новых технологий на базе крупнейшего продовольственного ритейлера России.
Крупнейший российских ритейлер в сегменте продуктов питания X5 Retail Group (управляет сетями «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель») и Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ) объявили о начале совместной работы по привлечению и тестированию стартапов в сфере retail-tech.
«Решения в области предсказательной аналитки, персонализации предложений в режиме реального времени, роботизации складской логистики и обслуживания покупателей, разрабатывающиеся сейчас, кардинально изменят ритейл уже через пять-десять лет», — пояснил цель сотрудничества главный исполнительный директор Х5 Retail Group Игорь Шехтерман.
Поиском и отбором бизнес-инициатив, подходящих продавцу продовольственных товаров, займется ФРИИ. Для этого фонд создаёт специальный бизнес-акселератор. Стартапы с работающей бизнес-моделью и интересными техническими идеями, то есть прошедшие в акселератор, смогут как претендовать на финансирование со стороны ФРИИ в размере от 2 до 25 млн руб., так и проверить разработку на обезличенном массиве данных X5 Retail Group, содержащем данные о 4 млрд чеков.
Как заявил журналистам директор ФРИИ Кирилл Варламов, в первую очередь будут тестироваться проекты по персонализации предложений в режиме реального времени, отслеживанию маршрутов посетителей магазинов, анализу данных, автоматизации логистики и складов, а также программы лояльности.
Фонд также будет присматриваться к технологиям ценового мониторинга с помощью распознавания фотографий и сервисам дополненной реальности, например, анализу раскладки товаров на полке. Основными направлениями стартапов могут стать персонализация и предугадывание поведения посетителей. Индивидуальные предложения, которые уже формируются при помощи карт лояльности, могут быть дополнены персонализированной рекламой в магазине на основе пола и возраста посетителя или же рекламой на смартфонах, направляемой во время покупок. Анализ Big Data (это могут быть данные как составе обезличенных покупательских чеков, и маршрутах посетителей, так и информация из открытых источников, например, из соцсетей, которые пользователи указывают сами) позволяет точнее предугадать спрос на товары и подготовить максимально релевантные предложения для каждого покупателя.
Потенциально в поле зрения ФРИИ уже есть около 1 тыс. проектов, которые могут оказаться востребованными в ритейле, отметил Варламов, из них предстоит выбрать лучшие, провести через акселератор и развить в сотрудничестве с отраслевыми специалистами. По словам Шехтермана, компания уже создала рабочую группу из 25 специалистов, которая будет работать со стартапами и адаптировать их разработки под продуктовый ритейл.
По данным за 2015 год X5 направила на развитие IT порядка 10% капитальных вложений. Общий объем CAPEX за 2015 год составил 71 млрд руб., в 2016 году ритейлер планировал сохранить объем капзатрат на том же уровне. По данным Tracxn, уровень общемировых инвестиций в retail-tech за последние два года составил более $2,3 млрд.
X5 Retail Group также развивает другие технологии в ритейле. Так, ритейлер первым в продовольственном секторе внедрил у себя решение на облачной платформе SAP HANA, решение позволяет анализировать массивы в миллиарды чеков, определяя закономерности спроса на товары. Компания заинтересована во внедрении предиктивной аналитики. По мнению экспертов X5, именно детальное знание о поведении и ожиданиях покупателей будет одним из ключевых условий развития ритейла в ближайшем будущем.
Кроме того, ритейлер планирует активно развивать технологии самообслуживания, и в этой связи изучает технологии, продемонстрированные в проекте Amazon Go. «С одной из международных компаний обсуждаются технологии «умного магазина» по примеру Amazon, рассказал директор по информационным технологиям Х5 Фабриcио Гранжа. В конце прошлого года крупнейший в мире интернет-ритейлер объявил о тестировании магазинов формата Amazon Go, в которых нет касс, а покупки совершаются автоматически с помощью смартфонов с установленным приложением. Компьютерное зрение и искусственный интеллект собирают информацию о товарах, которые потребитель взял с собой, а по выходу из магазина их сумма списывается с банковской карточки клиента. По словам Гранжа, отдельные элементы «умного магазина» Х5 тестирует в своих торговых сетях постоянно, но будут ли магазины будущего в Х5 выглядеть так же, как концепт Amazon Go, говорить пока преждевременно.