Новый проект совместного приказа ФАС и Минэнерго был опубликован 26 февраля на портале regulation.gov.ru, его независимая антикоррупционная экспертиза продлится до 12 марта, после чего документ уйдет в правительство. Получив там одобрение, новый совместный приказ еще должен будет пройти регистрацию в минюсте, после чего он вступит в силу через десять дней.
<!—
—>
В конце прошлого года предполагалось, что документ вступит в силу 1 апреля 2019 года, то есть сразу после того, как закончится действие соглашения между нефтекомпаниями и правительством о временном регулировании цен на нефтепродукты, однако высока вероятность, что к этому времени новая редакция совместного приказа еще не будет принята. Правда, срок не столь важен — важен сам факт, что ведомства вышли в финишную прямую в этом вопросе.
Действующая версия совместного приказа устанавливает следующие требования: производители нефтепродуктов, которые занимают доминирующее положение на оптовом товарном рынке, в том числе аффилированные с ними компании и участники торгов, действующие с ними заодно, обязаны продавать на бирже определенный объем топлива от общего производства. Требования по автобензину и авиакеросину — 10 процентов, по дизелю и сжиженным углеводородным газам (СУГ) — 5 процентов, по мазуту — 2 процента. Не засчитываются адресные сделки, сделки во время дополнительной торговой сессии, сделки между доминирующими игроками и их сбытовыми структурами и другие.
Новая редакция предполагает рост нормативов продаж по бензину и авиакеросину до 15 процентов, по дизелю и СУГ — до 7,5 процента, по мазуту — до 3 процентов. Уже в 2017 году почти по всем видами нефтепродуктов де-факто крупные компании продавали больше норматива, а сейчас, когда действует требование о наращивании поставок на биржу на 3 процента к уровням тех же месяцев прошлого года, топлива продается еще больше.
Редакция, вынесенная на обсуждение, впервые была представлена в начале 2018 года. В ФАС тогда объясняли, что если на бирже торгуется около 15 процентов произведенного топлива, то оптовая цена стабилизируется, если меньше — цена рискует вырасти. В середине мая все были готовы к принятию новых нормативов, но планы изменились ввиду резкого роста цен на нефтепродукты на бирже, в мелком и опте и затем в рознице.
В итоге от введения новых нормативов решили временно отказаться, но зато внесли другое изменение в приказ — из расчета норматива исключили сделки между доминирующим поставщиком и его сбытовыми структурами. Это автоматически увеличило объем поставок топлива на биржу.
<!—
—>
Сейчас рынок топлива куда более стабилен, чем в прошлом году. В последние несколько месяцев отпускные цены на нефтепродукты снижаются, стоимость нефти и нефтепродуктов на мировом рынке держится на относительно стабильном уровне, отгрузка топлива на внутренний рынок выше обычного (создан профицит предложения), а в розничном сетевом сегменте произошел разрешенный правительством рост цен на 1,7 процента в связи с повышение ставки НДС. Все это создало условия для резкого увеличения маржи операторов АЗС до 4-5 рублей на литр Аи-92 и Аи-95, то есть поводов для роста цен пока нет.
«Мы ежедневно мониторим ситуацию на топливном рынке. Если раньше мы формировали 5-6 отчетов по различным показателям, то сегодня можно говорить о 15 отчетах. Мы изучаем этот рынок вдоль и поперек», — заявил начальник Управления регулирования ТЭК ФАС Дмитрий Махонин на отчетно-выборном собрании членов Российского топливного союза. Среди основных мер, которые необходимо принять в ближайшее время, кроме новой редакции совместного приказа, Махонин назвал введение плавающего акциза на нефтепродукты и развитие мелкооптовой биржевой торговли и торгов поставочными и расчетными фьючерсными контрактами.