Первого января 2019 года единая европейская валюта будет праздновать двадцатилетний юбилей. Первого января 1999 года в новый валютный союз вошли Бельгия, Италия, Франция, а также Австрия, Германия, Ирландия, Испания, Люксембург, Нидерланды, Португалия и Финляндия. Спустя два года в еврозону вошла Греция. В 2007 году перешла на евро Словения, в 2008-м — Кипр и Мальта, в 2009-м — Словакия. В 2011 году первой из стран бывшего СССР в зону евро вошла Эстония. В 2014-м за ней последовала Латвия, в 2015-м — Литва.
Чтобы войти в зону евро, страна должна соответствовать пяти условиям. Инфляция не может превышать усредненный уровень трех стран ЕС с лучшими показателями более чем на 1,5 процентного пункта. Средний уровень процентных ставок по долгосрочным кредитам не может превышать усредненный показатель тех же трех стран более чем на 2 п. п. Бюджетный дефицит не должен превышать 3% от ВВП. Общий госдолг не должен превышать 60% от ВВП. И наконец, страна должна два года быть членом Европейского механизма регулирования валютных курсов (ERM II), пишет «Коммерсант».
Однако есть страны, которые перешли на расчеты в евро, даже не входя в Евросоюз. Одни заключили специальный договор с Европейским центральным банком, как, например, Ватикан, Монако, Сан-Марино и две заморские территории Франции — Сен-Пьер и Микелон (в Атлантическом океане у берегов Канады) и Майотта (в Индийском океане).
Другие, отмечает «Коммерсант», не стали забивать голову формальностями. Андорра, исторически использовавшая французский франк и испанскую песету, перешла на евро, никого не спросив, сразу, как только они появились в наличном обращении. Точно так же поступила и Черногория.
Что касается членов Евросоюза, то по идее они все должны были перейти на новую валюту. Однако Великобритания, не только отказалась переходить на евро, но и находится в настоящее время в состоянии Brexit. Ранее о минусах участия в еврозоне заявляла Греция.
Впрочем, не только Великобритания и Греция видят минусы участия в еврозоне. Швеция, например, легко выполняет четыре первых условия для вступления в зону евро, однако от участия в ERM II уклоняется. В стране принят закон, согласно которому Швеция поменяет крону на европейскую валюту только после того, как этот вопрос будет одобрен на общем референдуме.
Власти Польши четыре раза переносили дату вступления в зону евро, но и сегодня эта дата не установлена. Согласно соцопросам, в прошлом году 64% поляков считали, что после введения евро их финансовое положение ухудшится, и только 11% надеялись на положительные изменения. Как заявил лидер правящей партии «Право и справедливость» Ярослав Качиньский, Польша не будет переходить на евро в ближайшие 10–20 лет.
В других странах, стоящих в очереди на вступление в еврозону, отношение к этой идее двоякое: правительства выступают за введение европейской валюты, а население, глядя на соседей, боится роста цен. В результате Чехия и Венгрия пока так и не определились с датой вступления в зону евро.
Болгария, как и Швеция, выполняет четыре условия вхождения в зону евро, а в конце августа правительство страны одобрило план присоединения к ERM II. Если ЕС даст положительный ответ, то Болгария сможет ввести евро не ранее 2020 года. Румыния планирует вступление в зону евро не ранее 2022 года. Самый поздний срок вступления в еврозону определен у Хорватии: в стране предполагают, что это может произойти не ранее 2025 года.
Кроме желания или нежелания новых стран вступать в зону евро существует еще и противодействие расширению валютного союза со стороны стран, входящих в него. Например, глава финансового ведомства Баварии в феврале этого года высказался против принятия в зону евро Болгарии и Румынии. А Бавария — крупнейшая из земель Германии. Германия, в свою очередь, предлагает осторожно подходить к расширению зоны евро.
Так что сегодня перспективы вступления новых стран в зону евро выглядят туманными. Да и общее состояние европейской экономики все больше подталкивает жителей различных стран ЕС к росту сепаратистских настроений.
sponsoredArticle = ‘div-gpt-ad-1466339494851-0’;