Перед этим глава Сбербанка Герман Греф, комментируя недавнюю утечку данных по кредитным картам, посетовал, что в России мошенничество в этой сфере наказывается мягче, чем в других странах. За фишинг — самое, по его словам, распространенное преступление (когда злоумышленники пытаются завладеть логинами, паролями и проверочными кодами), в России ответственность — ноль, тогда как в США — до пяти лет тюрьмы.
<!—
—>
Как сообщил «РГ» глава Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков, Дума предложит обязать операторов связи фильтровать подменные номера — такая техническая возможность есть, а также рассмотрит введение отдельного состава преступления для сотрудников и организаторов мошеннических кол-центров.
Первая инициатива должна стать ответом на появившуюся в этом году в арсенале злоумышленников технологию подмены телефонного номера на номера кол-центров банков. С ее помощью они выдают себя за сотрудников служб безопасности и выманивают данные для хищения денег с карт под видом блокировки подозрительных транзакций. Если вам звонят из банка и просят сообщить какие-то данные, следует прекратить разговор и перезвонить по номеру, указанному на банковской карте, посоветовала Набиуллина.
ЦБ и сейчас может инициировать блокировку телефонов мошенников: с сентября 2018 года по август 2019 года его Центр мониторинга и реагирования на компьютерные атаки (ФинЦЕРТ) отправил на блокировку более чем 4,9 тысячи номеров. Но, для сравнения, Сбербанк в 2018 году зафиксировал атаки на своих клиентов со 135 тысяч телефонных номеров, сообщил Греф. Без сотрудничества с телеком-операторами проблему не решить, уверен он.
К тому, чтобы обязать финансовые организации выплачивать компенсации людям, чьи данные утекли на черный рынок, Набиуллина относится более осторожно — по ее словам, вопрос требует обсуждения. В этом случае по аналогии с «автоюристами» могут появиться «киберюристы», которые будут организовывать утечки ради компенсаций, опасается Аксаков.
<!—
—>
Основные источники утечек, которые используются мошенниками для хищения с банковских счетов, — это не банки, а интернет-магазины и государственные базы данных, следует из отчета ФинЦЕРТа. Его специалисты отмечают, что 97% хищений со счетов физлиц — результат обмана или злоупотребления доверием (социальная инженерия). Обладая персональными данными, мошенники имитируют диалог с сотрудником банка, причем им достаточно знать ФИО и номер телефона жертвы, остальное (контрольные слова, коды подтверждений и т.д.) выведывается в ходе разговора.
В первой половине 2019 года ЦБ обнаружил без малого 13 тысяч объявлений о покупке/продаже различных баз данных, из них только 12% относились к базам банков и других финансовых организаций. Продажа персональных и учетных данных в даркнете — динамично развивающийся бизнес. Учетные данные для доступа к личным кабинетам в онлайн-банках продаются поштучно и при средней цене доступа в 22 доллара имеют баланс счета от нескольких десятков долларов до десятков тысяч, поясняет руководитель отдела аналитики информационной безопасности Positive Technologies Евгений Гнедин. Стоимость данных одной карты с балансом от нескольких сотен до нескольких тысяч долларов — в среднем около 9 долларов, а отсканированную копию паспорта в даркнете можно приобрести за 2 доллара. По словам Гнедина, частные лица наиболее часто рискуют учетными записями и данными банковских карт — они составляют 44 и 34 процента соответственно от всего объема информации, украденной у частных лиц.