— Рубль проспал недолгий ренессанс на рынке нефти. За неделю он укрепился, с учетом вчерашней коррекции, всего на 1,3 процента, тогда как нефть Brent — на все 8 процентов.
Причины инертности рубля можно искать в запаздывании его реакции на внешние раздражители, сезонных факторах, а также в действиях ЦБ РФ в рамках пресловутого бюджетного правила.
<!—
—>
История показывает, что тренды в нефти редко изламываются на полпути. История с нефтеочистными заводами в Саудовской Аравии, очевидно, прервала еще недавно казавшийся затяжным медвежий тренд и вернула черное золото примерно к середине его хрестоматийного диапазона — 60-70 долларов за баррель сорта Brent (диапазона, более-менее устраивающего всех).
Так что теперь путь к его верхней границе уже обусловлен снижением уровня бэквардации (запаздывании) во фьючерсах обоих ключевых сортов. Иными словами, коней на переправе не меняют.
И мы вновь акцентируем внимание на том, что фундаментальных оснований для панических настроений нет, хотя умеренно-негативные тенденции в российской валюте сохраняются. Пресловутое «бегство в качество», усиленное локальным повышенным спросом на наличную валюту внутри самих США, вызывает дальнейшее укрепление доллара на глобальных рынках, противоречащее вектору монетарной политики Федрезерва. Это делает ситуацию крайне неэластичной.
<!—
—>
Но именно благодаря этой предопределенности мы находим неожиданную базу для стабилизации рубля (меньше неопределенности — лучше для всех активов развивающихся рынков). И в контексте налогового периода, начинающегося на неделе 23-27 сентября, могут создаться условия для краткосрочного укрепления отечественной валюты в район 63,36-63,40 рубля за доллар.
Однако для рубля ситуация с производством нефти в Саудовской Аравии после субботней атаки дронов остается фактором номер один в его курсообразовании. На втором месте — заседание ФРС США, которое оказывает на рынки неоднозначное влияние.
Но курс на дальнейшее смягчение монетарной политики США очевиден, что дает некоторый шанс перекупленным фондовым индексам США и кризису «короткой» долларовой ликвидности.
Объем операций РЕПО овернайт за вторник и среду в совокупности составил, по данным Федерального резервного банка Нью-Йорка, чуть менее 130 миллиардов долларов «живой наличности», внезапно потребовавшейся американским банкам, что более чем вдвое превышает месячные объемы программ «количественного смягчения» в бытность Бена Бернанке председателем американского центробанка.
<!—
—>
Неожиданная потребность в долларах «у себя на родине» сулит иссушение объемов глобальных валютных свопов — прежде всего, в паре евро-доллар. Это чревато крайне стрессовым развитием ситуации, которую мы выделяем в обособленный фактор номер три. Поэтому любое движение в направлении стабилизации этой нездоровой картины можно считать дополнительным плюсом.
Интересно было бы взглянуть на традиционную статистику по запасам нефти в США в среду, которая, впрочем, по отношению к «саудовской драме» носит ретроспективный характер и по этой причине является вторичным фактором. Следующие данные 25 сентября будут определяющими, поскольку они должны дать ответ на вопрос, были ли в действительно задействованы резервы нефти для того, чтобы сбить волну паники мировых нефтетрейдеров, вызванную событиями в Саудовской Аравии.