Египет начал антидемпинговое расследование в отношении российской стали. Местные производители обвиняют иностранных поставщиков в нанесении ущерба национальной промышленности. Основным поставщиком стали в Египет из России является НЛМК. На фоне растущего импорта собственное производство стали в Египте сокращается уже не первый год.
Египет начал антидемпинговое расследование в отношении российской стали. Как сообщило министерство промышленности и торговли Египта, они будут изучать цены на холоднокатаный прокат. Помимо российских производителей расследование коснется также продукции из Китая и Бельгии.
Расследование было начато в ответ на жалобу египетских сталелитейщиков, которые считают, что импорт наносит ущерб национальной промышленности, сообщил представитель египетского минпромторга Ибрагим Саджини.
Египетские власти в соответствии с соглашением со Всемирной торговой организацией (ВТО) и положениями по антидемпингу уведомили Минэкономразвития России через посольство Египта в РФ о начале расследования, рассказали «Газете.Ru» в МЭР.
«Уведомление в таком случае — стандартная процедура для государств — членов ВТО. Нужно понимать, что начало расследования — это еще не повышение пошлин. В ходе расследования минторгпром Египта должен на основании данных, предоставляемых в настоящее время заинтересованными сторонами, установить факт демпинга и наличие ущерба для египетских компаний, вызванного предполагаемым демпингом за рассматриваемый период», — пояснила представитель российского ведомства.
В антидемпинговом расследовании египетских властей участвует со стороны России также Новолипецкий металлургический комбинат в качестве заинтересованной стороны. Компания поставляет на египетский рынок продукцию. Продажи в Африку составили 2% экспорта и осуществлялись преимущественно в Египет, говорится в последнем квартальном отчете НЛМК за июль — сентябрь 2016 года.
Любопытно, что в отличие от предыдущих случаев антидемпинговых расследований в отношении российской стали Египет не является приоритетным направлением российского экспорта холоднокатаного проката.
В 2014 году доля Египта в общем российском экспорте холоднокатаной стали составила 1,7%, в 2015-м — 1,3%. Что касается объема поставок, согласно статистике ФТС, объем поставок в 2014–2015 годах в среднем составлял 20,3 тыс. тонн в год. В 2016 году произошло незначительное увеличение объема экспорта — до 27 тыс. тонн, причиной которого предположительно стал рост спроса на египетском рынке.
Общая сумма поставок холоднокатаной стали из России в Египет за январь — сентябрь 2016 года составила $8,9 млн.
Египет на 80% обеспечивает себя сталелитейной продукцией: в 2014 году объем производства стали составил 6,49 млн тонн, в 2015-м — 5,5 млн тонн. В 2016 году, по сообщениям египетских СМИ, в стране продолжится сокращение производства стали. В третьем квартале 2016 года объем производства стали в Египте сократился на 1,35%, до 1,246 млн тонн, по данным World Steel Association. Объем ежегодного импорта сталелитейной продукции в Египет оценивается в 1,2 млн тонн.
Египетская сталелитейная отрасль оказалась в трудном положении: во-первых, необходимый для производства стали газ подорожал из-за обесценивания национальной валюты. Во-вторых, Египет повысил НДС до 13%, а в 2017 году повысит до 14% с целью выполнить требования Международного валютного фонда, который должен одобрить Египту 12-миллиардный кредит.
Для Египта сохранение собственной сталелитейной промышленности — вопрос практически национальной безопасности, поэтому даже такой маленький объем импорта, который поставляет в страну Россия, представляет опасность, по мнению египетских властей. В сталелитейной промышленности заняты более 80 тыс. египтян. В стремлении защитить собственный рынок Египет не одинок: по этому пути уже идут большинство стран мира.
По данным ВТО, страны «двадцатки» (G20) ввели рекордное число ограничительных мер в торговле.
За полгода — с середины октября 2015 года по середину мая 2016-го — страны G20 приняли 145 новых торговых ограничений (в среднем по 21 мере в месяц), тогда как ранее среднемесячный показатель колебался в районе 17 мер. На железо и сталь, а также продукцию из них приходится 35,3% от общего числа заградительных мер. «Причина роста ограничительных мер, который мы зафиксировали в мониторинге, сводится к одному слову, и это слово — «сталь», — рассказывал «Газете.Ru» пресс-секретарь ВТО Кит Рокуэлл в июне. — Именно с ней связана сейчас большая часть антидемпинговых дел».
«В условиях роста протекционизма и количества ограничительных мер, применяющихся в отношении стальной продукции в мире, увеличивается важность защиты доступа российской металлургической продукции на внешние рынки в целом. Сохранение доступа на рынки других стран, включая Египет, является одним из приоритетов российских металлургических компаний», — пояснили «Газете.Ru» в Минэкономразвития.
Ранее Еврокомиссия ввела антидемпинговые пошлины на российскую холоднокатаную сталь. Самая высокая пошлина вводится против продукции НЛМК и других производителей — 36,1%, для «Северстали» размер пошлины определен на уровне 34%, а для ММК — 18,7%. Пошлины будут действовать в течение пяти лет с декабря 2015 года. Европа — один из основных рынков сбыта российской сталелитейной продукции. Объем поставок холоднокатаного проката в 2015 году из России в Европу составил более 900 тыс. тонн.