Муниципалитеты в минусе
Дело в том, что налоговики не только доначисляют «провинившимся» бизнесменам налоги. Они взыскивают деньги с местной казны — чтобы в рамках общей системы налогообложения передать их в вышестоящие бюджеты.
<!—
—>
— К нам как-то обращался глава одного из муниципальных образований, который пытался создать благоприятный инвестиционный климат, «вырастить» на территории своего муниципалитета еще больше новых малых предприятий, — подчеркивает руководитель рабочей группы по налоговым вопросам, бизнес-омбудсмен Елена Латышенко. — А потом пришел контролер, провел проверку, перевел налогоплательщиков с системы ЕНВД (единый налог на вмененный доход) на общую систему налогообложения и обратил взыскание на местный бюджет. Фактически местных чиновников лишают таким образом мотивации создавать условия для развития малого бизнеса.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Калининградской области Георгий Дыханов добавляет: помимо пользователей ЕНВД, налоговики выдвигают обвинения в «дроблении» бизнесменам, применяющим упрощенную систему налогообложения (УСН). Отличие лишь в том, что единый налог на вмененный доход полностью зачисляется в муниципальные бюджеты, а часть УСН — в бюджеты субъектов Федерации.
— В Калининградской области доначисления нередки, — комментирует ситуацию Георгий Дыханов. — В ряде случаев аппарату уполномоченного удалось доказать, что эти доначисления были необоснованными. Налоговая служба согласилась с нашими доводами в досудебном порядке, что нас очень порадовало. Однако в остальных случаях последствий для местных бюджетов, разумеется, избежать не удалось.
Лимит исчерпан
Налоговый кодекс устанавливает определенные рамки, при выходе за которые субъекты малого и среднего бизнеса утрачивают право применять льготные налоговые режимы. Так, численность работников компании, желающей платить налоги в рамках УСН, не должна превышать 100 человек, максимальная остаточная стоимость основных средств — 150 миллионов рублей. Лимит УСН по доходам, полученным за год, также составляет 150 миллионов рублей.
Если хотя бы один из перечисленных критериев не соблюдается, налогоплательщик должен перейти на общую систему налогообложения. То есть платить налог на добавленную стоимость (пока это 18 процентов), 20-процентный налог на прибыль организаций, если речь идет о юридическом лице, или 13-процентный налог на доходы физических лиц, если речь идет об ИП.
Контролеры не только доначисяют налоги, но и взыскивают деньги с местной казны в пользу вышестоящих бюджетов
Система ЕНВД, которая позволяет предпринимателям определять сумму налога в зависимости от физических показателей торговых площадей, тоже имеет ряд ограничений. Так, для розничной торговли площадь магазина не должна превышать 150 квадратных метров.
Размытые критерии
Однако бизнес-омбудсмены утверждают: сейчас редкое микропредприятие, применяющее специальный налоговый режим, застраховано от обвинений в «дроблении». В Налоговом кодексе не прописаны четкие критерии неправомерно «раздробленного» бизнеса. А многие признаки, по которым налоговики признают предпринимателей нарушителями, приводят экспертов в недоумение.
<!—
—>
— Один из критериев связан с прямой или косвенной взаимозависимостью руководителей организаций — родственными отношениями, участием в органах управления, служебной подконтрольностью и так далее, — приводит пример Георгий Дыханов. — То есть членам одной семьи фактически запрещено вести разные бизнесы. Если ваш отец — предприниматель, и вы тоже решили открыть свое дело, даже не связанное с отцовским, налоговые органы могут усмотреть здесь аффилированность сторон. И это лишь один из признаков «дробления» бизнеса. Всего же таких критериев 17, и многие из них можно назвать очень размытыми. Причем предпринимателя могут насильственно «укрупнить» и доначислить ему налоги, даже если деятельность компании, по мнению налоговых органов, будет соответствовать всего одному критерию из списка.
Есть еще один важный момент. Предпринимателям будет сложно отказаться от «дробления» своего бизнеса, если не появится комфортный переходный режим с УСН и ЕНВД на общую систему налогообложения, уверены эксперты.
Бизнесу будет сложно откзааться от «дробления», если не появится комфортный переходный режим с УСН и ЕНВД на общую систему налогообложения
— В ФЗ-209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» говорится, что малым считается предприятие с оборотом до двух миллиардов рублей, — продолжает Елена Латышенко. — А специальные налоговые режимы, которые декларируются как инструменты для развития малого бизнеса, фактически предназначены только для микробизнеса с оборотом до 150 миллионов рублей. Сегодня в нашей стране нет условий, чтобы микропредприятие, плавно развиваясь, могло перейти в ряды малого бизнеса, затем — в ряды среднего бизнеса. Поэтому использование спецрежимов — это не столько намеренный уход от уплаты налогов, сколько подчас единственная возможность для малого бизнеса конкурировать с «серым» и «черным» секторами экономики. А также с крупным бизнесом, который получает определенные преимущества за счет масштабов своей деятельности.
Промежуточный этап
Неудивительно, что в таких налоговых условиях малый и средний бизнес год за годом «мельчает».
Уполномоченные по защите прав предпринимателей в субъектах РФ предлагают устранить противоречия ФЗ-209 и Налогового кодекса в части показателей, которые характеризуют компанию как малую. И, соответственно, позволяют ей применять специальные налоговые режимы. Кроме того, критериями оценки деятельности налогового органа должен стать не только размер доначисленных и оспоренных платежей, но и количество предприятий, «выживших» после налоговой проверки. И, разумеется, необходимо прописать понятные и четкие критерии «дробления» бизнеса. .