После более полутора лет ожидания «Газпром» получил от Анкары первые разрешения по проекту «Турецкий поток». После их выдачи может решиться вопрос со скидкой, которой турки сейчас пытаются добиться от «Газпрома» через суд: цена вопроса — $1 млрд. Реализация проекта затрагивает и интересы Украины — ввод в строй даже одной ветки «Турецкого потока» снизит транзит через страну, лишив ее около $570 млн в год.
Турция выдала первые разрешения по газопроводному проекту «Турецкий поток». Об этом 7 сентября сообщил «Газпром». В сообщении компания отмечает, что по итогам переговоров главы «Газпрома» Алексея Миллера с турецким министром энергетики Бератом Айбалраком, состоявшихся на прошлой неделе, была достигнута договоренность о скорейшем завершении всех подготовительных процедур.
«Начало выдачи разрешений является позитивной новостью для «Газпрома», — заявил Миллер. — Данный шаг турецкой стороны отражает заинтересованность турецкого правительства в проекте «Турецкий поток» и свидетельствует о переходе к его практической реализации».
«Турецкий поток» — газопроводный проект «Газпрома», который изначально предполагал прокладку четырех веток общей мощностью 63 млрд куб. м (около 15 млрд куб. м должна была получать сама Турция, остальное «Газпром» намеревался поставлять в Европу), проходящих через Черное море и далее по территории Турции до турецко-греческой границы. Там планировалось сделать газовый хаб для распределения газа между европейскими потребителями.
Впервые о «Турецком потоке» Россия заявила в конце 2014 года, после того как из-за претензий Еврокомиссии была вынуждена отказаться от газопровода «Южный поток» (труба аналогичной мощности, которая должна была быть проложена через Черное море до Болгарии и далее).
После инцидента со сбитым турками российским военным самолетом Су-24 в ноябре прошлого года российско-турецкие отношения обострились и проект «Турецкий поток» оказался под угрозой.
В конце июня текущего года Турция внезапно извинилась за сбитый российский бомбардировщик и выразила заинтересованность в урегулировании ситуации. Как говорил позднее вице-премьер России Аркадий Дворкович, именно это стало основой для восстановления отношений двух стран.
Отношения между странами вновь начали улучшаться, чему поспособствовал и тот факт, что Россия первой поддержала турецкого президента Реджепа Тайипа Эрдогана во время попытки переворота 16 июля.
До обострения отношений Турция около года затягивала выдачу разрешений.
Отчасти это было связано с тем, что турецкая сторона просто не могла оформить соглашение по «Турецкому потоку». Дело в том, что соглашение является межправительственным, а правительство в Турции было сформировано только на внеочередных выборах в октябре прошлого года. В конце прошлой недели глава российского Минэнерго Александр Новак заявил, что межправсоглашение по «Турецкому потоку» будет подписано в течение месяца-двух.
Кроме того, по неофициальной информации, Турция тянула время из-за того, что «Газпром» не предоставлял ранее заявленную скидку на газ.
«Проблем с первой ниткой «Турецкого потока» нет, ее строительство можно начинать, — говорил в августе прошлого года Танер Йылдыз, занимавший на тот момент пост министра энергетики Турции. — Надеюсь, что Россия не будет затягивать подписание соглашения о скидке на газ в размере 10,25%».
По словам Йылдыза, такая скидка позволила бы Анкаре экономить в год около $1 млрд.
Впрочем, по неофициальным данным, турки хотели получить скидку не 10,25%, а 15%, тогда как «Газпром» соглашался вообще лишь на 6%.
На данный момент стороны ожидают решения международного арбитража по иску турецкой Botas, который компания подала как раз в связи с нежеланием «Газпрома» снижать цены. Представитель российской монополии в среду был недоступен для комментариев.
Нельзя исключать, что, после того как «Турецкий поток» сдвинулся с мертвой точки, будет решен и вопрос о скидке.
Однако главным на сегодняшний день является вопрос мощности газопровода. «Газпром» ранее заявлял, что стоимость четырех ниток «Турецкого потока» составит €11,4 млрд. Но сейчас речь идет максимум о двух ветках. Как говорил ранее Новак, первая ветка (для турецких потребителей) мощностью 15,75 млрд куб. м может быть запущена уже в 2019 году.
«В текущей ситуации говорить о строительстве второй ветки пока рано, — комментирует заместитель главы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. — Сначала нужно получить гарантии того, что газ будет востребован в Евросоюзе».
Здесь все упирается в украинский транзит, судьба которого не определена. Действующий транзитный контракт с Украиной заканчивается в конце 2019 года. Россия ранее делала противоречивые заявления по этому поводу: сообщалось и что РФ не будет продлевать контракт, и что транзит через украинскую территорию может быть сохранен — в случае, если Киев предложит приемлемые условия.
«Турецкий поток», собственно, с самого начала и задумывался как маршрут поставок, альтернативный украинскому.
Глава украинского «Нафтогаза» Андрей Коболев в середине августа говорил, что для Украины запуск даже одной ветки «Турецкого потока» чреват серьезным снижением доходов. По его словам, снижение транзита на 15 млрд куб. м приведет к потере «очень большой суммы». Саму сумму он, впрочем, не назвал. Однако ранее бывший премьер-министр Украины Арсений Яценюк говорил, что введение в строй другого российского газопроводного проекта, «Северный поток – 2», лишит Киев около $2 млрд транзитных доходов в год. Мощность «Северного потока – 2» должна составить 55 млрд куб. м.
Исходя из этого, ввод в строй даже одной ветки «Турецкого потока» мощностью 15 млрд куб. м лишит Украину около $570 млн в год.
Соответственно, строительство еще одной ветки «Турецкого потока» мощностью также 15 млрд куб. м удвоит потери Киева. Но Украину поддерживает Европа, которая уже неоднократно заявляла о необходимости сохранения украинского транзита. Поэтому сложно сказать, предоставит ли ЕС гарантии востребованности второй ветки «Турецкого потока».
Дальнейшее обсуждение проекта с участием России и Турции должно состояться на 23-м Всемирном энергетическом конгрессе, который пройдет в Стамбуле с 9 по 13 октября. Александр Новак уже подтвердил свое участие в качестве спикера и заявил, что будут обсуждаться перспективы поставок газа по «Турецкому потоку» как в Турцию, так и в другие страны.