Правительственные чиновники сделали ряд оптимистичных заявлений о состоянии экономии: премьер возвестил об окончании сложного периода, в Минэкономразвития ожидают динамичного роста ВВП, но всех перещеголял министр труда, пообещав гражданам восстановление доходов в течение двух лет. Последнее назвали маловероятным даже в Минэкономразвития.
Два пишем, четыре в уме
В Министерстве труда ожидают восстановления реальных доходов населения до докризисного уровня к концу 2018 года — такое заявление сделал министр Максим Топилин в интервью на канале НТВ. Расчет основан на том, что уже со следующего года начнется экономический рост, добавил он. Эксперты полагают, что даже при хорошем сценарии на восстановление потребуется больше времени.
Премьер-министр Дмитрий Медведев одновременно объявил о завершении самого сложного периода для российской экономики на заседании консультативного совета по иностранным инвестициям. Один из лучших результатов — низкая инфляция, которая может составить, по его словам, 5,5% в этом году, а в следующем снизится до 4%.
Уже в 2017 году экономика может выйти на темпы роста около 1,1%, добавил к этому заместитель главы Минэкономразвития Алексей Ведев. Такой прогноз он считает даже более вероятным, чем консервативная оценка, положенная в основу текущего проекта бюджета: 0,2% роста.
Но даже в этом министерстве восстановление доходов населения до докризисного уровня считают несбыточным.
Хотя реальные доходы населения, как ожидается, начнут расти уже в следующем году, учитывая их падение на протяжении последних трех лет, «компенсировать сокращение в среднесрочной перспективе маловероятно», ответила на запрос «Газеты.Ru» помощник министра экономического развития Елена Лашкина.
Даже если лучшие ожидания чиновников сбудутся, на восстановление доходов населения потребуется примерно вдвое больше времени, соглашаются эксперты, а именно три-четыре года при условии умеренного роста экономики. У Минэкономразвития несколько прогнозов развития событий, напоминает главный экономист БКС Владимир Тихомиров. По базовому варианту, положенному в основу бюджета, восстановление доходов за два года абсолютно невозможно, говорит он.
Темп падения реальных доходов, то есть доходов за вычетом обязательных платежей, скорректированных на инфляцию, пока только увеличивается: если в 2014 году они сократились на 0,7%, то в 2015-м — уже на 4,3%, а на текущий год прогнозируется падение уже на 5,6%. «Чтобы такое восстановить, 0,2–0,3% роста в год просто недостаточно, это чистая математика показывает», — заметил эксперт.
Базовый с плюсом и натяжкой
По сценарию «базовый плюс», который считают более реалистичным в Минэкономразвития, доходы населения «с натяжкой» могут восстановиться к концу 2019 года, добавил Тихомиров. Самый реалистичный срок при условии хорошего развития событий — три-четыре года, говорит он.
Сценарий Минэкономразвития «базовый плюс» предполагает рост реальных доходов населения на 1,2, 1,8, 2,2% соответственно в 2017–2019 годах (против роста от 0,2 до 0,6% за эту же трехлетку по базовому сценарию), следует из документов, с которыми ознакомилась «Газета.Ru».
Примерно такого же мнения, как Тихомиров, придерживается аналитик «АЛОР БРОКЕР» Кирилл Яковенко, напомнивший, что летом этого года наблюдалось существенное ухудшение данного показателя: в июне доходы снизились на 4,8%, в июле — на 7,3%, а в августе — на 8,3%. «То есть, чтобы за два года доходы восстановились до докризисного уровня, им необходимо начать расти аналогичными темпами, причем не к концу 2017 года, а завтра-послезавтра, но и это не будет гарантировать результат», — говорит он.
На зарплаты денег нет
Реализация того или иного сценария, в том числе по уровню доходов населения, зависит от ряда условий, заметили эксперты. Прежде всего от того, справится ли правительство с инфляцией. Если удастся в 2017 году выйти на обещанный ориентир в 4%, то восстановление пойдет быстрее, отмечает аналитик Экономической экспертной группы Александра Суслина.
Но и этого может оказаться недостаточно, полагает Тихомиров из БКС.
«Даже если предположить, что экономика будет расти быстрее при стабильной цене на нефть и более или менее низкой инфляции, то для роста доходов населения потребуется повышение зарплат в госсекторе, а это потребует дополнительных расходов бюджета», — считает он. Но в текущем проекте бюджета такой индексации не предусмотрено.
«Что касается доходов в других секторах, скорее всего, будет идти падение, даже с учетом более низкой инфляции, — просто таять доходы будут медленнее. У компаний нет средств, чтобы активно повышать зарплаты», — отмечает он.
Реалистичность прогноза Минтруда «стремится к нулю», категоричен Яковенко из «АЛОР БРОКЕР». Зарплаты, по его словам, проиндексированы в ближайшие годы не будут, снижения цен тоже не ожидается.
«Впрочем, смотря какое время считать докризисным — возможно, в Минтруда имеются в виду докризисные 2009–2010 годы, вот к ним вернуться действительно можно, причем задолго до 2019 года», — иронизирует аналитик.
Министр труда, очевидно, имеет в виду 2013 год, а его ожидания соответствуют оптимистичному прогнозу Минэкономразвития, говорит советник Института современного развития Никита Масленников. Другое дело, что сохраняются риски недостижения инфляционного таргета в 4% в следующем году. Реальный темп роста экономики также может оказаться хуже прогнозируемого, добавляет экономист.
«Наш кризис носит структурный характер, а у структурных кризисов есть неприятная особенность — время от времени они начинают укладывать экономику на более низкую «полку», чем было до этого», — резюмирует эксперт. Наконец, по его словам, остаются риски и в мировой экономике, о которой сегодня «никто не может с чистой совестью заявить, что она не способна сползти в новый этап турбулентности, сравнимый с 2008–2009 годами».