Пилот НДД был запущен с 1 января 2019 года для четырех групп недр — старых и новых месторождений в Западной и Восточной Сибири, Коми, НАО и Каспийского моря. Особенность режима в том, что налог взимается не с валовых показателей добычи нефти, а с дохода от ее продажи с вычетом затрат.
<!—
—>
В минфине «Российской газете» уточнили, что корректировка параметров в той или иной мере коснется всех участков недр, на которых применяется НДД. Предполагается, что новые условия начнут действовать с 1 января 2021 года, и они уже предварительно обсуждались с представителями нефтяных компаний. В пресс-службе минэнерго «Российской газете» подтвердили, что ознакомились с предложениями и уже отправили в минфин свою позицию, но подробности не раскрыли.
Минфин предлагает запретить уменьшать налогооблагаемую базу более чем на 50% (сейчас можно на 100%), а для месторождений, пользующихся льготами по экспортной пошлине ввести повышающий коэффициент 1,5. НДД вводился для стимулирования роста инвестиций в нефтедобычу и вовлечения в разработку более сложных запасов, ранее нерентабельных. По итогам первого года действия нового налога в минфине отметили, что фискальные послабления не привели к адекватному росту вложений, а бюджет недополучил 213 млрд рублей.
«Инвестиции предполагают длительный цикл работы в стабильных условиях, а не ежегодную чехарду ставок», — говорит аналитик «Финам» Алексей Калачев. По его мнению, прошло слишком мало времени для подведения итогов и радикального изменения условий.
Рентабельность добычи нефти зависит не только от котировок барреля, но и от налоговой нагрузки на проект
Инвестиционный цикл в нефтяной отрасли для классических месторождений составляет 4-7 лет, а для сложных запасов может быть значительно больше. В случае с НДД речь не шла об освоении месторождений с нуля, но даже на разрабатываемых участках для интенсификации добычи может потребоваться 2-3 года.
Кроме того, проведенная в прошлом году инвентаризация месторождений показала, что около трети обследованных запасов нефти нерентабельны к добыче при цене на нефть выше 60 долларов за баррель. «Изменением фискальных условий можно эффективно повышать рентабельность отдельных месторождений», — сказал Алексей Калачев. Он уточнил, что налогообложение дохода, а не валового производства — направление, по которому развивается вся мировая нефтедобыча.
<!—
—>
Впрочем, отменять НДД никто не собирается, речь идет об ужесточении его параметров. Но на инвестиционную активность в нефтедобывающей отрасли очередная корректировка окажет негативное влияние. Не случайно экспертами и нефтяниками одной из главных проблем отрасли называется постоянное изменение «правил игры», что не дает возможность планировать инвестиции хотя бы на срок от 5 лет. «Получается, кто не спешил принять участие в НДД, оказались правы, а проиграли те, кто поверил в налоговую реформу», — сказал Алексей Калачев.
С другой стороны, пандемия коронавируса внесла свои коррективы в экономическую жизнь. С точки зрения директора группы корпоративных рейтингов АКРА Василия Тануркова, сделка ОПЕК+ в любом случае окажет негативное влияние на планы финансовых вложений нефтяных компаний в 2020-2021 годах, что делает налоговое стимулирование инвестиций в нефтедобычу не слишком актуальным в ближайшие 1,5-2 года.