Несмотря на неблагоприятную ценовую конъюнктуру в первом квартале, «Роснефть» по итогам первых трех месяцев 2016 года показала хорошие производственные результаты. Помимо роста добычи и эксплуатационного бурения компания заключила ряд соглашений с иностранными партнерами, привлекая их в свои проекты. Это не только принесет «Роснефти» около $5 млрд, но и позволит укрепиться на рынках АТР, а также даст новый толчок развитию технологий компании.
«Роснефть» опубликовала производственные результаты за первый квартал. Согласно сообщению компании, добыча углеводородов продолжает расти и за первые три месяца 2016 года дошла до 5,21 млн баррелей нефтяного эквивалента в сутки (+2,5% за последние два квартала и +0,2% к первому кварталу прошлого года). При этом добыча жидких углеводородов (собственно нефти и конденсата) осталась на уровне первого квартала 2015 года и составила в целом 50,2 млн тонн.
Зато эксплуатационное бурение год к году выросло на 52% и составило 2,08 млн м. Причем доля собственного бурового сервиса «Роснефти» оказалась более 50%. Ввод новых скважин в эксплуатацию компания нарастила на 59%. В дальнейшем компания планирует довести долю собственного сервиса до 75–80%, чему будет способствовать приобретенная в прошлом году сервисная компания Trican Well Service Ltd. Кстати, таким образом «Роснефти» заодно удалось обойти санкции Запада, запрещающие поставку российским компаниям оборудования для гидроразрыва пласта (так называемый фрекинг, используемый при разработке трудноизвлекаемых запасов).
«Удержание добычи в нынешних условиях, прежде всего ценовых, является позитивом для компании, — комментирует аналитик Райффайзенбанка Андрей Полищук. — Наращивание эксплуатационного бурения говорит о том, что компания готовится не только удерживать добычу в дальнейшем, но и намерена увеличить ее».
Для сравнения, рост эксплуатационного бурения у «Газпром нефти» в первом квартале составил лишь на 2,8% (615 тыс. м), а у «ЛУКойла» вообще было зафиксировано снижение на 35% (до 563,2 тыс. м). Показательно, что «Роснефть» наращивала производственные показатели в период наиболее низких цен на нефть. Средняя цена барреля североморской нефти Brent, к которой привязана стоимость российской Urals, в первом квартале составляла около $34,4. Причем в январе был установлен антирекорд — нефть опускалась ниже $29 за баррель.
Кроме того, «Роснефть» все больше влияния уделяет шельфовым проектам. Что касается дальневосточного шельфа, то здесь это хорошо видно на примере «Сахалина-1» и северной оконечности месторождения Чайво. В первом случае речь идет о совместном проекте, реализуемом на условиях совместного раздела продукции (СРП, в котором также участвуют американская ExxonMobil, японская SODECO и индийская ONGC; «Роснефти» принадлежит 20%).
И если в первом квартале в рамках «Сахалина-1» «Роснефть» увеличила добычу лишь на 23,1%, то на северной оконечности Чайво, где российская компания работает в одиночку, рост составил уже 39,4%.
«Роснефть» показывает, что готова осваивать шельф самостоятельно, причем не только дальневосточный, но и арктический. Считается, что при текущей ценовой конъюнктуре разработка Арктики нецелесообразна — как минимум без привлечения иностранных партнеров, готовых разделить риски.
Однако «Роснефть» уже сейчас более чем в два раза превысила объемы сейсморазведки 2Д, требуемые по лицензии (они составили 84 тыс. пог. км). 3Д-сейсмика оказалась почти в три раза больше лицензионных требований и достигла 18 тыс. кв. км. Аэрогеофизические исследования превысили 636 тыс. кв. км (более чем в 3,5 раза больше требуемого). В целом «Роснефть» владеет лицензиями на 55 участков с суммарными ресурсами около 43 млрд тонн нефтяного эквивалента. В результате проведенных геологоразведочных работ (ГРР) уже изучена площадь более 1 млн кв. км шельфа, и компания намерена сохранить темпы проведения программы ГРР.
В частности, уже в текущем году планируется бурение двух поисково-оценочных скважин на шельфе Охотского моря, выполнение более 26 пог. км 2Д-сейсмики, свыше 2 тыс. кв. км сейсморазведки 3Д и 67 тыс. кв. км аэрогеофизических исследований.
Впрочем, как отмечает Андрей Полищук, торопиться с крупными инвестициями в Арктику сейчас все же не стоит. «Это долгосрочные проекты, и сейчас рациональнее было бы сосредоточиться на вложении средств в очень перспективный Ванкорский кластер, который даст отдачу уже через несколько лет», — поясняет аналитик.
Что касается Ванкорского кластера, этой визитной карточки «Роснефти», то в апреле был сварен так называемый золотой стык на трубе Сузун — Ванкор, и теперь в промышленную эксплуатацию может быть введено и Сузунское месторождение (запасы — 56 млн тонн), что даст синергетический эффект в плане уровня добычи. Также началось эксплуатационное бурение на Тагульском месторождении (запасы — 286 млн тонн).
К разработке Ванкора «Роснефть» привлекла партнеров из Индии, соглашения с которыми были заключены в марте. В частности, Oil India, Indian Oil и Bharat Petroresources должны получить 23,9% в «Ванкорнефти» (структура «Роснефти», владеющая лицензией на разработку месторождений Ванкорского кластера). А индийская же ONGC Videsh Limited должна получить в «Ванкорнефти» 26%. Кроме того, Oil India, Indian Oil и Bharat Petroresources договорились с «Роснефтью» о получении 29,9-процентной доли в компании «Таас-Юрях Нефтегазодобыча» (совместное предприятие российской госкомпании и британской ВР), владеющей лицензией на участки недр с запасами 167 млн тонн жидких углеводородов и 180 млрд кубометров газа.
Сумма сделок не раскрывалась, однако ранее источники «Газеты.Ru» говорили о сумме в размере около $5 млрд. Причем эта цена выше рыночной
В итоге индийцы получат доступ к запасам с одной из самых низких себестоимостью добычи (кстати, во многом партнерство стало возможным именно благодаря наличию у российской компании собственного высокотехнологичного сервисного бизнеса), а «Роснефть» сможет укрепить свои позиции в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). В частности, российская компания будет осуществлять поставки на нефтеперерабатывающий завод индийской Essar (мощность 20 млн тонн в год), 49% которого «Роснефть» планирует приобрести летом.
В плане международного сотрудничества следует также отметить партнерство с норвежской Statoil. В первом квартале 2016 года был успешно завершен совместный пилотный проект по подбору эффективных технологий добычи высоковязкой нефти на Северо-Комсомольском месторождении. Реализация этого проекта позволит начать разработку более 700 млн тонн геологических запасов нефти.
В 2016–2018 годах «Роснефть» намерена увеличить годовой уровень инвестиций до 1 трлн руб., что даст толчок к дальнейшему развитию как нефтяного, так и газового бизнеса компании.