Об этом в интервью «Российской газете» рассказала генеральный директор Агентства стратегических инициатив (АСИ) Светлана Чупшева. Во вторник, 15 января, инициатива будет обсуждаться на заседании Наблюдательного совета под председательством президента Владимира Путина.
Смена лидера
Светлана Витальевна, АСИ с 2015 года составляет рейтинг инвестиционного климата в регионах. В прошлом году в нем впервые сменился лидер: Татарстан уступил место Тюменской области. Какие еще изменения вы бы отметили?
<!—
—>
Светлана Чупшева: На самом деле начинали мы в 2014 году с пилотных 20 регионов. Год спустя исследование уже стало полномасштабным. Это важно.
Если рейтинг Всемирного банка Doing Business меряет нашу страну только по показателям Москвы и Санкт-Петербурга, то перед нами стояла задача оценить ситуацию на уровне всех регионов России. В итоге у нас действительно сложилась картина по всей стране, появилась база, чтобы следить за динамикой.
В 2016 году мы увидели улучшения по ряду показателей, но все они в основном были заслугой федеральных ведомств. И лишь в 2017 году стали по-настоящему активны сами регионы — и произошел прорыв. Тогда мы впервые зафиксировали улучшение инвестиционного климата в целом по стране. В рейтинге 2018-го рост показателей можно назвать колоссальным.
За счет чего это произошло?
Светлана Чупшева: Во-первых, стали быстрее и проще различные процедуры ведения бизнеса, то есть стала дружелюбнее регуляторная среда.
У нас по некоторым процедурам в среднем по стране фактический результат лучше поставленных целей. Например, срок получения разрешения на стройку уже 105 дней, а не 129. За год удалось сэкономить предпринимателям две недели. Время подключения к сетям — 73 дня, а не 90 (минус 10 дней по сравнению с прошлым годом).
Стали эффективнее институты для бизнеса. Предприниматели положительно оценили работу инвестпорталов. Это значит, что наконец эти порталы стали действительно полезными инструментами для поиска информации о площадках, мерах поддержки, нормативно-правовых документов, для обратной связи с руководством региона.
Выросли оценки организаций по привлечению инвестиций. Очень серьезно вырос уровень развития государственно-частного партнерства, поддержка малого и среднего бизнеса, увеличилась доля госзакупок у малых предпринимателей.
В каких секторах еще есть проблемы?
<!—
—>
Светлана Чупшева: Одна из самых больных тем — административное давление на бизнес, бесконечные, в основном внеплановые, проверки.
Сегодня определенная работа в части оптимизации деятельности контрольно-надзорных органов уже ведется. Не так давно заработал реестр проверок, который мониторит Генеральная прокуратора. По поручению президента также реализуется идея «зеркального» реестра — реестра, который будет заполняться самими предпринимателями. В него будет вноситься информация обо всех проверках, которые проводятся в отношении бизнеса. Затем оба реестра будут сравниваться, и если найдутся расхождения, это уже будет поводом задать вопросы проверяющим ведомствам.
Дальнейшую работу в этом направлении мы видим прежде всего в применении риск-ориентированного подхода. Сегодня такой механизм в полной мере реализуется только налоговой службой.
Остаются проблемы и в регуляторике, и в развитии инфраструктуры. А ведь наряду с этим появляются еще и новые вызовы. В их числе необходимость поддерживать и развивать технологическое предпринимательство, внедрять цифровые решения в экономику, расширять число компаний-экспортеров.
Принимались ли какие-то управленческие решения по результатам публикации рейтинга?
Светлана Чупшева: Таких случаев было много. Меняли и председателей региональных правительств, и вице-губернаторов, и министров экономики. В каких-то ситуациях это действительно оправданно. Но, на мой взгляд, махать шашкой после презентации рейтинга не самое продуктивное занятие. Правильнее — разобраться, почему регион просел по тому или иному направлению.
Мы ждем перемен
Ожидаете ли вы заметных изменений в рейтинге в 2019-м и последующих годах в связи с тем, что региональное руководство за последнее время достаточно сильно обновилось?
Светлана Чупшева: Конечно, мы рассчитываем, что регионы улучшат свои показатели. Уже в 2018 году конкуренция в рейтинге была очень высокой, но далеко не все субъекты в полной мере реализовали свой потенциал.
На мой взгляд, ряд регионов Дальнего Востока способен проявить себя в полной мере. Хабаровский край уже в двадцатке. Очень сильно выросли Камчатский край и Сахалинская область. Уверена, что может проявить себя Приморье. Новые главы регионов, безусловно, заинтересованы в быстрых победах, и они как раз возможны в том, что касается упрощения процедур для бизнеса и создания сервисов для инвесторов.
Хотя не исключено, что эффект не везде будет позитивным. Часть регионов, наоборот, могут провалить позиции из-за смены приоритетов новых команд.
В феврале 2019 года АСИ совместно с японской организацией по развитию внешней торговли JETRO проведет в Токио презентацию инвестиционного потенциала регионов. Отобраны ли уже регионы, по какому принципу проходил отбор?
<!—
—>
Светлана Чупшева: С коллегами из Японии нас связывают многолетние продуктивные взаимоотношения, которые мы в прошлом году оформили в полноценное соглашение о сотрудничестве. Оно было подписано в присутствии президента Владимира Путина и премьера Японии Синдзо Абэ.
К участию в совместной деловой миссии приглашены в первую очередь регионы, которые сама японская сторона нам назвала как наиболее интересные для себя. Это регионы Дальнего Востока — Приморье, Хабаровский край, Якутия, Сибирь и Урал — Новосибирск, Екатеринбург, Красноярск, Тюмень. Есть в списке представители европейской части России — Чувашия, Воронеж, Калининград, Московская область, Нижний Новгород и Великий Новгород, Ярославль.
Презентации инвестиционного потенциала регионов для агентства — хорошо отработанный формат. Мы провели уже 10 таких презентаций, в том числе в Италии, Германии, Франции, Корее, Китае. По итогам этой работы в регионах был реализован ряд инвестиционных проектов.
В этом году мы впервые везем за границу искать партнеров не только регионы, но и бизнес, в основном технологический. С отбором проектов помогли Фонд «Сколково», Российская венчурная компания, Российский экспортный центр. Кому-то из этих компаний нужен инвестор, кому-то технологический партнер, кто-то планирует выход на внешние рынки. Надеемся, что все они найдут для себя в Японии надежных партнеров.
Санкции: как они влияют на ситуацию с инвестициями в регионах? Есть ли смысл улучшать инвестиционную привлекательность территорий, если иностранные инвесторы теряют мотивацию вкладывать деньги в Россию? В нашей стране продолжают работать те, кто уже пришел сюда ранее. Они реинвестируют прибыль, а новые берут паузу.
Светлана Чупшева: Не могу согласиться. За последние несколько лет, несмотря на сложную макроэкономическую ситуацию, инвестиции в регионы растут. Не огромными темпами, но тем не менее. И мы фиксируем, что открываются новые производства, причем приходят и зарубежные инвесторы. Например, Татарстан (три года был нашим первым номером в рейтинге) в пятерке регионов по объему инвестиций. Там за год открыты десятки новых предприятий и производственных линий — в машиностроении, авиастроении, химической промышленности, в сфере нанотехнологий. И это не только российские инвесторы: например, в особую экономическую зону «Алабуга» пришла бельгийская компания «Драйлок технолоджиз».
Хочется особо отметить Москву, которая за последние годы проделала огромную работу по созданию условий для инвесторов. В рейтинге 2018 года столица стала второй, совершив большой скачок по сравнению с 2016-м. Объем инвестиций в основной капитал тоже вырос — с 1,7 до 1,97 триллиона рублей.
Новый план
Правительство готовится утвердить первый блок мер «Трансформации делового климата». Рабочие группы АСИ принимали участие в разработке этого плана. Какие из этих мер, на ваш взгляд, способны дать быстрый результат?
<!—
—>
Светлана Чупшева: Новый план правительства станет продолжением той системной работы по устранению административных барьеров для бизнеса, которая велась нами на протяжении семи лет в рамках реализации дорожных карт Национальной предпринимательской инициативы (НПИ).
Предложения, которые вошли в единый план правительства, касаются строительства, подключения к сетям, регистрации предприятий, таможни, контрольно-надзорной деятельности, доступности финансовых ресурсов.
Возьмем, к примеру, стройку. Сейчас для того, чтобы подключить один объект к электросетям, газу, теплу и воде, предпринимателю нужно отдельно обращаться в 4 различные организации. Везде подавать одни и те же пакеты документов. Причем в электронном виде заявку на подключение можно подать только в электросетевую компанию. Исключение — Москва, Санкт-Петербург и Тюмень. В плане предусмотрено решение этой проблемы. Подключиться ко всем ресурсам (электричеству, газу, теплу и воде) одновременно можно будет всего по одному заявлению в электронном виде на сайте государственных и муниципальных услуг. Это не только избавит предпринимателей от необходимости ходить по инстанциям, но и реально сократит сроки еще как минимум на 30 дней.
Большинство россиян недовольны уровнем соцуслуг. Бизнес в социальной сфере — это возможность изменить ситуацию и повысить их качество
Другая проблема — регистрация предприятий. Общаясь с предпринимателями, мы часто слышим жалобы на отказы в регистрации по причине «недостоверности сведений об адресе». В наше время цифровых технологий для некоторых компаний наличие офиса не такая уж большая необходимость, но из-за его обязательности фирмы зачастую «прописываются» по массовым адресам, а потом из-за этого получают отказы в регистрации. Здесь возможное решение — перейти от регистрации компании по физическому адресу к регистрации по электронной почте или, как вариант, по адресу банка, в котором у компании открыт счет.
Со своей стороны, мы считаем важным создать для бизнеса единую точку входа для направления обратной связи о практике правоприменения и представления предложений по совершенствованию регуляторной среды. Собираемся создать цифровую платформу для взаимодействия бизнеса и органов государственной власти для улучшения регуляторной и оценки правоприменительной среды. Цифровая платформа будет представлять собой электронный ресурс, на который предприниматели со всех регионов страны в любое удобное для них время смогут направлять свои обращения. При этом функционал платформы позволит обеспечить фильтрацию, сортировку и последующую диспетчеризацию поступающих обращений предпринимателей.
Проекты
В социальной сфере есть дело для бизнеса
По итогам расширенного заседания президиума Госсовета в ноябре 2018 года АСИ было дано поручение совместно с регионами и представителями бизнес-сообщества разработать предложения по расширению возможностей внедрения механизма государственно-частного партнерства в социальной сфере. О чем идет речь?
Чупшева: Для негосударственных организаций в социальной сфере сегодня недоступны многие финансовые инструменты. Нет возможности привлекать заемное финансирование, не работают гарантийные инструменты, а также не внедрены передовые механизмы финансирования проектов.
<!—
—>
Даже развитые инструменты, такие как концессия, имеют ряд специфических отраслевых ограничений, что мешает их полномасштабному применению в социальной сфере.
На площадке АСИ была создана рабочая группа во главе с Еленой Николаевой, которая объединила экспертов, представителей частного сектора, госорганов для решения проблем, связанных с расширением применения механизма государственно-частного партнерства. Одно из направлений работы группы — как раз социальная сфера.
Не пытается ли государство, развивая социальное предпринимательство, переложить на бизнес функции, которые должно выполнять само?
Чупшева: Ни в коем случае. Здесь другой аргумент. Большинство граждан в нашей стране недовольны качеством услуг и уровнем социального обслуживания. Частный сектор в социальной сфере — это возможность изменить ситуацию: расширить выбор поставщиков услуг и повысить качество.
Почему, если развивать социальное предпринимательство так важно, в России до сих пор нет закона, регулирующего статус социальных предпринимателей? Он был разработан еще в 2016 году, но до сих пор не внесен в Госдуму.
Чупшева: Уверена, что это произойдет в ближайшее время. Более того, у этого законопроекта высокие шансы быть принятым. Внимание к этой сфере очень большое, и в ближайшее время будет анонсирован ряд важных инициатив.
Мы, к примеру, предлагаем запустить большой проект — «Новые возможности в социальной сфере». Работа будет выстроена по аналогии с Национальной предпринимательской инициативой, когда вместе с экспертами и предпринимателями были разработаны дорожные карты для ключевых направлений развития социальной сферы.
На первом этапе проект планируется реализовать в отношении таких направлений, как долговременный уход, включая оказание паллиативной помощи, доступное и непрерывное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, организация детского отдыха и оздоровления, дополнительное образование детей.
Над каждой дорожной картой будут трудиться рабочие группы, задача каждой из которых — выявить и сформулировать ключевые барьеры, выработать механизмы для их устранения, став площадкой для создания новых возможностей в социальной сфере.
Планируем сформировать систему оценки и рейтинг регионов, который может войти в перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти.
В качестве ожидаемого результата реализации проекта поставлена цель двукратного увеличения доли частных поставщиков услуг в отраслях социальной сферы до 2024 года.
Весной АСИ запустило пилотный проект «Кадры будущего для регионов». Каковы промежуточные результаты?
<!—
—>
Чупшева: В пилотной апробации инициативы участвуют 1400 человек из семи регионов — Московской, Ульяновской, Новгородской, Тюменской, Тульской областей, Пермского края и Татарстана.
Мы сформировали 165 социально-профессиональных командных проектов по направлениям, которые являются ключевыми для развития регионов: медицина, IТ-технологии, военное дело, предпринимательство, культура и туризм, образование и наука, экология, социальная защита.
После установочных сессий участники уже приступили к практической работе. Под руководством наставников они получают опыт проектной деятельности, пробуют себя в роли экспертов на региональном и муниципальном уровнях. В этом году планируем расширить географию проекта. Заявки на участие в нем подали 37 регионов.
Вы анонсировали старт конкурса городских проектных команд в начале года. В чем его смысл?
Чупшева: В России много успешных практик, когда активные жители того или иного города предлагали и реализовывали проекты в разных областях, в том числе в сфере благоустройства. Эти инициативы обеспечивают абсолютно новый уровень качества жизни, новые точки роста. Мы решили, что такие практики нужно масштабировать на всю страну, дать возможность жителям поделиться своими наработками.
Агентство взяло на себя обязательство выделить лучшие проекты и совместно с командами, максимально сконцентрировав имеющиеся ресурсы, в течение года довести их до реализации. Инициатива носит название «100 городских лидеров». Ее задача — вовлечь как минимум миллион человек в сообщества, принимающих участие в развитии своих городов. Отбор проектов стартует до конца января.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере «РГ»