Министр здравоохранения Вероника Скворцова заявила о снижении смертности от гриппа в 20 раз благодаря повышению охвата вакцинации в России. Ее выступление на форуме РСПП за пару часов до приезда президента в торжественной обстановке было встречено аплодисментами. В то же время, по статистике за 2016 год, смертность от гриппа, наоборот, выросла в 2,3 раза. Текущий же эпидемический сезон пока не закончен.
По секрету только президенту
Число смертей от гриппа за год снизилось в 20 раз благодаря широкому охвату населения вакцинацией, заявила министр здравоохранения Вероника Скворцова. Ранее на этой неделе с похожим заявлением о 20-кратном снижении летальных случаев выступала глава Роспотребнадзора Анна Попова — она, правда, уточняла, что речь идет о неких предварительных данных. По данным Росстата, между тем за 2016 год смертность населения от ОРЗ и гриппа выросла в 2,3 раза.
Вероника Скворцова в своем выступлении обратилась с благодарностью к крупному бизнесу за содействие в вакцинации. Она сообщила, что в том числе за счет этого было привито 56 млн человек, то есть более чем 38% населения страны.
«К чему это привело? Мы за один год уменьшили количество смертей от гриппа в 20 раз, у нас резко уменьшилось количество тяжелых, осложненных случаев»,
— объявила она под аплодисменты зала, к которым присоединилась и сама министр, пояснив, что аплодирует не себе, а бизнесу.
В беседе с прессой в кулуарах форума Скворцова фактически повторила эту мысль, уточнив, что по прививкам речь идет о статистике прошлого года, а по смертям — этого.
«Мы нарастили в прошедшем 2016 году количество привитых до 56 млн человек… и я уже говорила о том, что это привело просто к драматическому падению смертности — количество смертельных исходов от гриппа и его осложнений уменьшилось в 20 раз, при том что этот год — эпидемичный», — отметила она.
Когда журналисты попытались уточнить, за какой период министр сравнивает данные, учитывая тот факт, что этот год только начался, а за прошлый по Росстату цифры совсем другие, Скворцова отказалась отвечать на вопросы, упомянув лишь о том, что «рассказывала об этом президенту».
В пресс-службе Минздрава запрос «Газеты.Ru» о том, о каких данных и за какой период говорила министр, также отставили без ответа.
Очевидные и неочевидные тенденции
В Роспотребнадзоре, глава которого также говорила на этой неделе о 20-кратном, по предварительным данным, снижении смертности от гриппа, пояснили, что сравнивали сезон гриппа 2015–2016 с сезоном гриппа 2016–2017. Текущий сезон близок к концу, добавили в пресс-службе ведомства: превышение эпидпорогов отмечается только в пяти субъектах. «Тенденции очевидны», — добавили там.
На вопрос о том, за какой период и какие данные сравниваются, в ведомстве пояснили, что считают некорректным сравнение периодов в контексте разговора о смертности от гриппа — «потому что сезоны гриппа наступают всегда по-разному». Так, прошлый сезон ярко «манифестировал» в январе 2016 года, а в этом году раньше — в декабре, добавили в пресс-службе ведомства. Сколько умерло человек от гриппа в этом сезоне и в прошлом по расчетам ведомства, собеседник так и не уточнил.
По данным оперативной официальной статистики, смертность населения России от ОРЗ и гриппа за прошлый год не только не снизилась, но и существенно выросла — в 2,3 раза.
За 2016 год от этих болезней скончались 1079 человек против 477 в 2015-м, следует из отчета Росстата. Общая смертность населения снизилась на 1,2%, но итоговое значение в 12,9 случая на тысячу человек превышает целевой показатель, установленный госпрограммой «Развитие здравоохранения» для прошлого года (12,3 человека), отмечают эксперты Фонда независимого мониторинга «Здоровье».
«Планы по снижению смертности, установленные в госпрограмме, в очередной раз не были выполнены. Вероятно, именно поэтому Минздрав сейчас планирует пересмотр целевого показателя по общей смертности на 2020 год в сторону ухудшения. Ведь гораздо легче снизить планку, чем объяснить населению, почему не удается ее достичь», — рассказал директор фонда «Здоровье», член Общественной палаты РФ Эдуард Гаврилов.
Для Гаврилова позитивные тенденции не так очевидны, как для Роспотребнадзора. Рост смертности от гриппа он назвал «шокирующей новостью», особенно на фоне общего снижения смертности от болезней органов дыхания — на 8%. «В чем же тогда состоит успех прививочной кампании против гриппа, о котором любят отчитываться руководители Минздрава?» — задается вопросом эксперт.
Самая популярная причина смертности — прочее
Расхождения между заявлением министра и данными официальной статистики могут объясняться и тем, что смертность от гриппа в принципе небольшая по абсолютным цифрам, полагает директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Лариса Попович, а диагноз не всегда очевиден.
«Поставили некоторым больным диагноз ОРВИ, а не грипп — и все, эти люди в другую графу попали, и тогда смертность от гриппа может и в 20, и в 50, и в 100 раз упасть», — говорит она. Кроме того, заболеваемость и смертность от гриппа каждый год разная — то большая, то маленькая в зависимости от эпидемий: сравнивая данные за короткий период, можно получить яркую динамику.
Но главная проблема гриппа — в его последствиях. От пневмонии, например, умирает кратно больше человек ежегодно, напоминает Попович.
По данным Росстата, в 2016 году от пневмонии в России скончались 30,7 тыс. человек — это почти на 11% меньше, чем в 2015 году. Объективную картину можно получить, сравнивая все эти данные в комплексе, подчеркивает эксперт.
Но еще в десять раз больше людей в прошлом году умерло от «прочих» болезней: 340 тыс. человек при общей смертности за период 1,9 млн человек. Это на 22,3 тыс. больше человек, чем в 2015 году.
Рост этого показателя Гаврилов относит к числу тревожных. «Многие эксперты полагают, что при помощи этого показателя регионы «улучшают» статистику по смертности от болезней кровообращения и онкологических заболеваний», — отмечает он. Так, в 2014 году этот показатель вырос на 24,3%, в 2015 году — на 10,7%, в прошлом — еще на 6,8%, оказавшись в результате на втором месте по значимости, опередив смертность даже от онкологических заболеваний. «Этого просто не может быть, это абсурд», — возмущается эксперт.
В некоторых регионах смертность от «прочих» причин растет темпами, которые трудно считать естественными: например, в Ульяновской области от «прочего» за год умерло на 52,9% человек больше, в Нижегородской — на 48,5%, в Крыму — на 45%. Прирост унесенных жизней от 30 до 40% эпидемия «прочего» показывает также в Брянской, Калужской, Новгородской, Рязанской, Кировской, Волгоградской областях, Ненецком АО, Кабардино-Балкарии и некоторых других регионах.