Виталий Громадин, старший аналитик БКС, специально для «Российской газеты»:
— В сентябре одним из главных факторов ослабления рубля можно назвать региональные геополитические риски, а также снижение аппетита к риску у инвесторов. В октябре ключевой темой станут опасения второй волны эпидемии, так как начинается сезон роста респираторных заболеваний. В случае негативного сценария более разумные, чем раньше, карантины все равно заметно ударят по спросу на нефть в первую очередь. В таком случае можно будет ожидать приближение курса пары доллар/рубль еще ближе к отметке 80.
<!—
—>
Исправить положение на рынках способны новые меры поддержки экономики, относительно размера которых продолжают спорить в правительстве США. По крайней мере, обе стороны — как демократы, так и республиканцы — согласны в том, что меры эти необходимы. Ситуация осложняется предстоящими президентскими выборами в начале ноября. Глава ФРС США Джером Пауэлл предупреждает, что уровень невыплат по ипотечным кредитам может вырасти в ближайшем будущем, если не будут согласованы новые меры поддержки экономики после разразившейся эпидемии. Пауэлл опасается, что домовладельцы в скором времени истратят оставшиеся средства, доставшиеся еще с предыдущего пакета экономической помощи. Ранее в ходе своей пресс-конференции глава ФРС заявлял, что для восстановления экономики потребуются дополнительные фискальные меры.
Ухудшение вирусной обстановки, вероятно, будет способствовать более ускоренному согласованию дополнительных мер поддержки. Частично возвращение карантинных мер уже можно наблюдать в странах Европы на фоне роста случаев заражения COVID-19. Так, в Англии запрещены собрания людей свыше шести человек. В испанской столице Мадриде приняты меры по ограничению мобильности граждан. Французские власти также рассматривают усиление ограничений в нескольких городах страны.
Уверенным можно быть в негативном эффекте, который принесут новые карантинные меры на нефтяной рынок. Спрос на нефть еще полностью не оправился от разразившейся весной эпидемии. Авиалинии планируют внедрять современные вентиляционные фильтры с возможностью удерживать до 99,9% частиц, периодическую дезинфекцию салона и другие способы, чтобы вернуть пассажиров. На текущий же момент авиатопливо снова торгуется с заметным дисконтом к топливу для морских перевозок. Согласно текущим ожиданиям на рынке, полное восстановление может занять до трех лет. Новые карантинные меры нанесут удар по практически восстановившимся транспортным перевозкам в городах. Например, в Шанхае и Лондоне в середине сентября уже отмечались пробки на дорогах более плотные, чем даже в прошлом году. При этом в ОПЕК+ уже стали повышать добычу согласно принятой сделке, а таким странам, как Ирак, все еще предстоит доказать, что они будут компенсировать невыполнение квот в предыдущие месяцы.
На текущий момент можно отметить, что совокупность факторов играет не в пользу рубля. Курс пары доллар/рубль вполне может протестировать уровень 80 в октябре. Ситуация может поменяться, если дополнительные меры поддержки будут одобрены в ответ на риски второй волны эпидемии. В таком случае аппетит к риску на рынках окрепнет.