Понедельник , 25 Ноябрь 2024
Home / Экономика и финансы / Британия обсуждает план побега

Британия обсуждает план побега


Британское правительство наконец обнародовало подробный план по выходу страны из Евросоюза, но противники отмечают, что документ «не содержит ничего нового», и критикуют правящую партию за непродуманность действий. Первоочередными задачами названы определение статуса граждан и подписание новых, отдельных соглашений с партнерами ЕС, поскольку Евросоюз в целом как торговый партнер кажется Великобритании не слишком привлекательным.

На сайте правительства Великобритании опубликована так называемая «Белая книга» — официальный документ с планом выхода Соединенного Королевства из состава Европейского союза. Законопроект был принят палатой общин во втором чтении, получив 498 голосов «за», и 114 — «против». 77-страничный документ содержит 12 основных принципов, которыми будут руководствоваться британские власти при выходе страны из ЕС.

по теме

Опубликован план выхода Великобритании из ЕС

Борис Джонсон назвал историческим результат голосования по Brexit в парламенте

Палата общин Британии приняла законопроект по Brexit во втором чтении

Эти принципы премьер-министр Тереза Мэй уже перечисляла в своем обращении в середине января, но в документе они стали более развернутыми. Полный перечень содержит следующие пункты: возвращение контроля над законами страны; укрепление Соединенного Королевства; защита крепких исторических связей с Ирландией и поддержание единого иммиграционного пространства; контроль за миграцией; защита прав граждан Евросоюза в Великобритании и подданных Соединенного Королевства в ЕС; защита прав рабочих; обеспечение свободной торговли с европейскими странами; обеспечение новых торговых соглашений с другими странами; гарантия четкости и ясности намерений; гарантия того, что Великобритания останется лучшим местом для проведения научных исследований и внедрения инноваций; сотрудничество с другими странами для борьбы с организованной преступностью и терроризмом; обеспечение планомерного и организованного выхода Великобритании из ЕС.

Сами переговоры намечены на конец марта, когда будет активизирована 50-я статья Лиссабонского договора. После этого в распоряжении Великобритании будет два года на подписание торговых соглашений со странами – участницами Европейского союза (однако процедура может занять и более долгий срок, если с этим согласятся все участники переговоров).

Дэвид Дэвис, назначенный 2 февраля министром по вопросу выхода Великобритании из ЕС, заявил, что «лучшие дни страны еще впереди», — имея в виду, разумеется, именно будущие соглашения, отмечает BBC.

Не все поддерживают его точку зрения: лейбористы заявили, что документ «ни о чем не говорит» и опубликован «слишком поздно для внимательного изучения».

Они же призывают переписать документ, если итоги переговоров с ЕС будут сочтены парламентом «неудовлетворительными».

Немаловажно, что первоочередным вопросом правительство считает даже не разработку торговых соглашений, а урегулирование проблем, связанных с живущими в ЕС британцами (их сейчас насчитывается около 1 млн человек) и гражданами Евросоюза в Великобритании (около 2,8 млн человек).

Больше всего британцев в ЕС живет в Испании — 300 тыс. человек (также в топ-5 входят Франция, Германия, Нидерланды и Бельгия), а в Великобританию приезжало больше всего граждан Польши — 900 тыс. человек (в топ-5 вошли Румыния, Португалия, Италия и Литва).

Авторы документа отмечают, что в Соединенном Королевстве всегда будут рады высококвалифицированным работникам, однако поток мигрантов в последние 10 лет увеличился настолько, что справляться с ним стало трудно — возросло давление на государственные институты (школы, детские сады, больницы) и инфраструктуру.

Что касается торговли, то первоочередными целями для подписания новых торговых соглашений названы США, Китай, Бразилия, Австралия, Новая Зеландия, Индия, Южная Корея, Мексика и страны Персидского залива, отмечает CNN. Фокус свободной торговли будет смещен в сторону финансовых услуг — ключевого для британской экономики сектора. В последнее время ряд крупных инвестиционных компаний уже заявили о необходимости переноса бизнеса на территорию Евросоюза, чтобы не лишиться доступа к общему рынку. Авторы документа напоминают, что как раз в сфере финансовых услуг единый рынок не сформирован окончательно и с точки зрения законодательства нахождение на территории Великобритании даже после выхода страны из Евросоюза не будет отличаться от нахождения в любой из стран ЕС.

При этом ждать сохранения текущего статуса в торговле с Евросоюзом не приходится: между Великобританией и общим европейским рынком уже установлены нулевые тарифы, поэтому переговоры будут касаться не объединения двух разных торговых систем, а поиска взаимовыгодного сотрудничества.

Предполагается, что свободная торговля коснется лишь нескольких секторов (каких именно, пока не уточняется). Кроме того, сейчас экспорт из стран ЕС в Великобританию превышает экспорт в обратном направлении: в 2015 году экспорт из ЕС — £291 млрд, а импорт — лишь £230 млрд. И если не учитывать Ирландию, торговый баланс Великобритании с другими членами ЕС близок к нулю или вовсе является негативным: например, объем импорта немецких товаров в Великобританию превысил экспорт британских в Германию на £25 млрд.

В этом аспекте важным является вопрос сельского хозяйства: авторы документа отмечают, что стандарты качества продуктов питания в Великобритании выше, чем в среднем по ЕС, и хотят именно их применения в дальнейшем — «для создания более чистой и здоровой окружающей среды, которая принесет пользу как людям, так и экономике в целом».

Отдельно отмечается, что в последние годы значение ЕС как торгового партнера для Великобритании неуклонно снижается: доля экспорта в Евросоюз в 2000 году составляла 54%, в 2015-м — 44%.

Ежегодный рост экспорта в Европу в последние 10 лет составляет в среднем 2,5%, а глобального экспорта — 4%. Лидером являются США, на которые приходится около 16,5% экспорта, а наиболее быстрый рост наблюдается с Лихтенштейном, Чили, Китаем, Марокко и Уругваем.

Отвечая своим противникам, консерваторы обращают внимание на то, что возврат контроля над принятием решений даст больше власти не только Лондону, но и Шотландии, Ирландии и Уэльсу. В основном это касается распределения средств налогоплательщиков: раньше это зависело от европейских властей, и немало средств уходило в общеевропейский бюджет, в то время как сама Великобритания получала от этого не так много. «Возможно, появятся общеевропейские программы, в которых мы захотим поучаствовать, — и тогда мы внесем свой вклад. Но решение об этом мы будем принимать внутри Соединенного Королевства», — отмечают авторы доклада.

Кроме того, власти обещают сохранить границу между Северной Ирландией и Республикой Ирландией «максимально незаметной и прозрачной». Отмечаются и прочные экономические связи между странами, в том числе взаимные инвестиции, потоки товаров, услуг и работников. Объем ежегодной торговли между Великобританией и Ирландией оценивается в £43 млрд, а около 60% экспорта товаров из Северной Ирландии приходятся на Республику Ирландия. Трансграничное передвижение — важная часть экономической интеграции: около 14 тыс. человек регулярно пересекают границу с целями работы или учебы.

На следующей неделе члены парламента обсудят документ более подробно — после того, как его рассмотрят в комитетах палаты общин и внесут различные поправки, о необходимости которых заявили лейбористы — сейчас их уже насчитывается несколько сотен. Авторы проекта уже признали ряд ошибок, большая часть из которых, судя по всему, объясняется спешкой: британские СМИ заметили, что документ редактировался вплоть до начала заседания.

Советуем посмотреть

Банкир назвал три табу при выдаче ипотеки

Банки должны соблюдать некоторые правила при выдаче ипотеки. В первую очередь речь идет о запрете …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.