От ежегодных распродаж Black Friday устали не только американцы, но и жители Европы: менее четверти населения Великобритании планирует закупаться товарами в «черную пятницу» 11 ноября. При этом ритейлеры, наоборот, ждут увеличения продаж, что может привести к убыткам.
В этом году крупные покупки запланировал лишь 21% потребителей из Великобритании, хотя год назад этот показатель был равен 25%. И даже среди тех, кто собирается посетить распродажи, 74% намерены потратить меньше денег, чем в 2015 году. Больше всего шопоголиков было обнаружено в возрастных категориях с 18 до 24 и с 35 до 44 лет (в прошлом году самыми активными покупателями были люди в возрасте от 45 до 54 лет).
«Людям не просто приелась сама идея. Мы видим проблему в несовпадении ожиданий продавцов и покупателей», — говорит Ричард Лим, исполнительный директор Retail Economics. Об ожидаемом росте затрат со стороны клиентов рассказали 40% ритейлеров — и всего 14% покупателей. В исследовании приняли участие более 2 тыс. человек и 20 компаний (которые охватывают около 45% оборота рынка потребительских товаров в стране).
Столь существенная разница в ожиданиях может привести к убыткам те компании, которые нередко нанимают на дни распродаж дополнительный персонал (ведь зарплату придется платить, даже если наплыва клиентов не будет), а также закупают дополнительные товары (нередко с ограниченным сроком годности).
Исследование Retail Economics должно добавить головной боли компаниям, которые сейчас пытаются оценить эффект не только от «черной пятницы», но и от других крупных распродаж — киберпонедельника и рождественской. В Великобритании потребители в нынешнем году столкнулись со слабеющим фунтом (после референдума о выходе Королевства из ЕС) и растущей инфляцией.
Впрочем, аналитики PricewaterhouseCoopers считают, что в таких условиях люди как раз станут охотнее тратить деньги (чтобы вложить их во что-то материальное), и прогнозируют рост расходов населения в ближайшие выходные на 38%, до £2,9 млрд ($3,6 млрд).
«Черная пятница» стала неотъемлемой частью потребительской культуры Великобритании в 2000-х годах, когда перед магазинами выстраивались огромные очереди, а сайты компаний не справлялись с потоком онлайн-клиентов. Велика вероятность, что новизна ажиотажного спроса прошла, поэтому британцы теперь относятся к этой распродаже спокойнее (и стоять в очередях им, судя по опросам, не слишком понравилось).
Покупать товары онлайн в этом году планируют всего 20% потребителей, что в целом неудивительно: Black Friday начиналась именно как распродажи в офлайн-магазинах. 20% респондентов (из числа тех, кто собирается закупаться в «черную пятницу») заявили, что хотели бы вложиться в покупку бытовой техники и электроники, так как опасаются, что впоследствии цена на эти товары может существенно повыситься. Также популярностью пользуются одежда и обувь, а вот мебель и товары для дома вызывают у британцев меньше всего энтузиазма.
Ранее похожая проблема возникла и в США: по данным опросов, «черная пятница» в этом году не станет крупнейшим торговым днем, уступив лидерство предрождественской распродаже 23 декабря.