Поэтапное обеспечение россиян бесплатными или частично бесплатными лекарствами с 2016 года откладывается на неопределенный срок: к середине мая Минздрав так и не разработал законопроект о лекарственном страховании. Министерство не смогло добиться «политического решения» по исполнению основных пунктов своей лекарственной стратегии, считают эксперты.
Стратегия без источников
План Минздрава о внедрении в России лекарственного страхования фактически не сработал, заявили «Газете.Ru» члены общественного совета при министерстве. Согласно стратегии лекарственного обеспечения россиян до 2025 года внедрение этой модели по всей России должно начаться в текущем году. Но когда дошло до дела, Минздрав не смог получить «политического одобрения» на выделение денег по этому направлению, поэтому никаких документов до середины второго квартала не предложено, не говоря уже о конкретных действиях.
«В основном в Минздраве заняты переносом сроков исполнения стратегии, к сожалению», — говорит Александр Саверский, президент Лиги защитников пациентов, член общественного совета при министерстве. Он сказал, что не понимает, откуда взялось промедление с разработкой соответствующего законопроекта, но но тут же добавил, что денег на лекарства нет. «Все сроки вылетели в трубу», — констатирует он.
По расчетам экспертов-участников всероссийского конгресса «Право на лекарство», проведенным осенью 2015 года, всеобщее лекарственное обеспечение россиян обошлось бы государству в 490 млрд рублей, дополнительно к тем средствам, которые уже выделяются.
В деньгах заключается вся проблема, отметил в беседе с «Газетой.Ru» директор НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента Давид Мелик-Гусейнов. По его словам, об этом изначально не подумали. «Кто будет оплачивать и как? Фонд ОМС не хочет брать на себя дополнительные обязательства, у них дефицит. Региональные бюджеты тоже в кризис не увеличиваются, а задач много»
, — рассуждает он, а что касается стратегии – то это внутренний документ Минздрава. «Они разработали эту стратегию декларативно. Нет идентифицированных источников, ни на федеральном, ни на региональном уровне. Все носит фрагментарный характер от региона к региону – где-то обеспечивают онкобольных, а где-то по сердечно-сосудистым заболеваниям», — говорит эксперт.
НИИ под руководством Мелик-Гусейнова сейчас просчитывает возможную стоимость лекарственного страхования для москвичей, сказал он, но это делается без поручения со стороны Минздрава. «Мы пока считаем для наших внутренних потребностей – у нас нет задачи реализовывать такие программы», — пояснил он.
Скромный план для президента
Стратегия Минздрава предусматривала поэтапное внедрение в России лекарственного страхования: проведение различных пилотных проектов в 2014-2015 годах, затем постепенное внедрение страховой модели во всей стране — с 2016 года. По факту пилотных проектов провели всего два: в Омской и Кировской области, а к середине мая 2016 года Минздрав не только не взялся за внедрение модели в федеральном масштабе, но и не разработал соответствующей законодательной базы.
В самом начале марта глава профильного департамента Елена Максимкина заявила, что законопроект о лекарственном возмещении появится к концу месяца, и начать программу обещала с несовершеннолетних.
«Мы ориентируемся на то, чтобы обеспечивать детей лекарствами по всем группам заболеваний. При этом речь идет о препаратах из числа жизненно необходимых и важнейших», — отметила чиновница.
Однако уже неделю спустя министр здравоохранения Вероника Скворцова на встрече с Владимиром Путиным неделю неожиданно сузила тему. Глава Минздрава говорила с президентом о 2017 годе, и компенсировать стоимость лекарств предложила только для тех пациентов, которым необходима постоянная терапия после сложных операций на сердце. На эти цели потребуется чуть больше 2 млрд руб, доложила она и получила от Путина поручение проработать эту идею.
На запросы «Газеты.Ru» о том, когда будут проработаны эти предложения и планируется ли теперь прорабатывать законопроект о лекарственном страховании, Минздрав не предоставил ответа. Не ответил на этот вопрос и Алексей Левченко, помощник вице-премьера Ольги Голодец, ограничившийся сообщением о том, что такого документа в аппарат вице-премьера пока не поступало.
Пилот без определенных результатов
Действующая система обеспечения лекарствами предполагает, что пациенты получают лекарства бесплатно в стационарах, а в амбулаторном режиме на льготные препараты имеют право только лица с определенными заболеваниями, по списку правительства и федеральные льготники: инвалиды, ветераны и прочие. Но здесь давно возникли перекосы из-за монетизации, отмечают эксперты: она нарушила сам страховой принцип, по которому относительно здоровые должны платить за больных, нуждающихся в лекарствах.
Число россиян, получающих льготные лекарства за счет федерального бюджета, неуклонно снижается в последние годы, в том числе на фоне проблем с их доступностью, заявила 18 мая глава Счетной палаты Татьяна Голикова, выступая в Госдуме.
«Механизмы, которые включил Михаил Зурабов (экс-глава Минздравсоцразвития) со льготниками (действующая система дополнительного лекарственного обеспечения, действует с 2005 года) привела к тому, что те, кому не нужны лекарства, получили деньги, а те, кому нужны дорогостоящие лекарства, их не получили», — напоминает Алексей Старченко, другой член общественного совета при Минздраве. Решить эту проблему, по его словам, может только полноценная, просчитанная система лекарственного страхования. Но Минздрав до сих пор даже не ознакомил общественный совет с результатами эксперимента, возмущается он.
Пилотный проект в Кировской области по компенсации 90 % стоимости лекарств пациентам с заболеваниями сердечно-сосудистой системы показал хорошие результаты, настаивает Саверский из «Лиги защитников пациентов».
Он ссылается на данные региональных властей о том, что вложение 30 млн рублей дало экономию в 90 млн, за счет снижения расходов на скорую помощь и стационарное звено.
Эти расчеты сделаны на основе данных о снижении обращений в скорую помощь и стационары, пояснил он «Газете.Ru».
Позитивный эффект с точки зрения экономики не мог проявиться так быстро, спорит директор института экономики здравоохранения Лариса Попович. Она напоминает, что параллельно велись сокращения численности врачей и койко-мест в стационарах, так что сокращение расходов скорее связано с этим, тем более, что снижения смертности по статистике в регионе пока не заметно.
Эксперимент по лекарственному возмещению в любом случае полезен, подчеркивает экономист. Просто эффект от него с точки зрения экономики может проявиться лишь несколько лет спустя, поэтому «индикаторами результативности надо заниматься серьезнее, а просто говорить, что все улучшилось и расцвело – неправильно».
Проекта федерального закона от Минздрава Попович в скором времени не ожидает, черновых вариантов она не видела. «Не уверена, что эти предварительные варианты есть», — сказала она, напомнив, что Минздрав уже переносил сроки, с 2015 года, и сейчас снова не готов заниматься реформой. «Тут дело в политическом решении перенести часть денег в системе из стационарной помощи на лекарства — раз вы считаете, что стационарная помощь получит экономию — давайте пустим экономию на лекарства. Но Минздрав боится в это влезать – потому что если что-то людям дать, то потом уже не отнять», — считает она.