Пограничный забор, воздвигаемый между Россией и Белоруссией, может стать началом развала так и недостроенного Евразийского экономического союза. В Кремле такую возможность отрицают. Эксперты не так категоричны. Скрепы ЕАЭС находятся под давлением не только со стороны Белоруссии, но и Киргизии, Армении.
Кремль в четверг прокомментировал угрозу развала Евразийского экономического союза (ЕАЭС), возникшую из-за восстановления госграницы с Белоруссией. «Надеемся, что [развал ЕАЭС] нереален», — сообщил «Газете.Ru» пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.
Ранее белорусские СМИ сообщали о возможном выходе Белоруссии из Евразийского экономического союза (ЕАЭС), из Союзного государства России и Белоруссии. А также из военного блока ОДКБ (Организации Договора о коллективной безопасности).
Президент Белоруссии Александр Лукашенко хранил молчание. Известно лишь, что на пятницу назначена пресс-конференция для белорусских и западных СМИ. Не подтверждена и дата приезда Лукашенко в Москву, хотя ранее приезд намечался на 9 февраля. Но намек на то, что может заявить Лукашенко по поводу ситуации с забором на границе дал белорусский МИД. Первый: Москва нарушила «все существующие договоренности».
Второй намек, точнее, претензия: Москва сделала это в особо грубой форме. «Российская сторона приняла решение об установлении пограничной зоны на границе с Беларусью без предварительного уведомления», — заявила в среду спикер белорусского внешнеполитического ведомства Мария Ваньшина.
Скандал беспрецедентный. С другой стороны, приказы директора ФСБ Александра Бортникова о восстановлении приграничной зоны с Белоруссией – это откат в 1995 год. К тому времени, когда между Россией и Белоруссией еще не действовал Договор о дружбе сотрудничестве и добрососедстве, предполагающий открытую границу между двумя странами.
Приказы ФСБ, напомним, последовали после того, как президент Белоруссии 9 января подписал указ о безвизовом въезде и выезде иностранных граждан из 80 государств, включая страны Евросоюза, на территорию страны на срок не более 5 суток.
«Последний диктатор» открылся
Лукашенко, еще недавно был невыездным и считался «последним диктатором Европы». А теперь открыл границы. «Всему миру открыть границу даже на 5 дней – этого российские силовики не могли допустить. За это время любой шпион может «камень» с шифровкой заложить. Не говоря уж о том, что аэропорт Минска становится перевалочным пунктом для тех персонажей, которые мечтают «уйти огородами» из России в Украину», — говорит Алексей Макаркин, первый вице-президент Центра политтехнологий.
Неудивительно, что ФСБ вернуло границы. А с другой стороны, Лукашенко пошел на открытие границ, потому что у него нет выбора. Экономика Белоруссии – на грани коллапса. Вытянуть льготные кредиты из России привычными способами давления больше не получается. По этой причине Лукашенко поднял ставки в игре и пошел на открытое противостояние с Россией.
По официальному прогнозу ВВП Белоруссии в 2016 году должен был вырасти на 0,3%, а по факту снизился на 2,6% по сравнению с 2015 годом и составил 94,3 млрд белорусских рублей. То есть, экономика Белоруссии ушла в минус, а долги растут и непонятно, как их отдавать.
Внешний госдолг Белоруссии, по данным Минфина республики, по состоянию на 1 января составил $13,6 млрд, увеличившись с начала 2016 года на $1,199 млрд, или на 9,6% (с учетом курсовых разниц).
В 2016 году Белоруссией были привлечены внешние займы на $1,94 млрд, в том числе $800 млн — Евразийского фонда стабилизации и развития, $552 млн — правительства и банков Российской Федерации.
На погашение внешнего госдолга с начала 2016 года ушел почти миллиард — $892 млн, из которых $353,1 млн — выплаты Евразийскому фонду стабилизации и развития, $300 млн — правительству Российской Федерации.
А еще долг перед Россией за газ — вырос до $550 млн. Белоруссия долг не признала и даже повысила тарифы на транспортировку российской нефти через свою территорию. В ответ российская «Транснефть» объявила о сокращении поставок российской нефти в первом квартале с 4,5 млн до 4 млн тонн. То есть, для Белоруссии была перекрыта еще одна возможность пополнить бюджет и начать платить по долгам.
«Первый звоночек прозвучал, когда Лукашенко не приехал в Санкт-Петербург на торжества по случаю подписания таможенного кодекса Евразийского союза. Уже тогда он максимально близко подошел к той черте, за которой кончается терпение Кремля», — говорит Макаркин.
Кодекс он в конце концов согласился подписать, но открытие границ с Евросоюзом – в этом случае Лукашенко, по словам эксперта, «совсем заигрался в своем стремлении оказать давление на Москву».
Игра на публику из МВФ
Министерство финансов Белоруссии в среду заявило, что республика сейчас рассчитывает на получение очередного, третьего, транша кредита Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР).
«Мы ждем решения совета фонда. Мы находимся в активной программе с ЕФСР, есть определенные процедуры, конечно, рассчитываем получить очередной транш», — цитирует госагентство «БелТА» первого заместителя министра финансов Максима Ермоловича.
Ранее совет ЕФСР одобрил выделение кредита Белоруссии в размере $2 млрд. Средства будут предоставлены семью траншами до 2018 годов. Первый транш кредита ЕФСР в $500 млн поступил в бюджет Белоруссии 30 марта, второй — в размере $300 млн — 29 июля. Третий должен был потупить до конца 2016 года, но завис.
При этом Белоруссия, открыв свою границу, параллельно заигрывает и с МВФ, также желая получить от фонда финансовую помощь.
Обсуждается возможность реализации трехлетней программы сотрудничества, которая была бы поддержана кредитом МВФ на $3 млрд под 2,28% годовых сроком на 10 лет, поясняют в белорусском минфине.
МВФ призывает белорусские власти к снижению бюджетных рисков и реализации комплексной стратегии реформ. Рекомендовано поднять производительность труда на госпредприятиях и повысить тарифы ЖКХ. В противном случае, МВФ не понимает, за счет чего Минск мог бы вернуть кредиты.
В прошлом году Белоруссия уже наделала долгов на внешних рынках . В частности, привлекла $446,9 млн — от банков КНР, $134,2 млн – МБРР (Международный банк реконструкции и развития), $1,8 млн — ЕБРР и других банковских структур.
На погашение внешнего госдолга в 2016 году потребовалось $184,2 млн — банкам КНР, $51,4 млн — МБРР, $3,6 млн — США, $0,1 млн — ЕБРР.
Обслуживать долги становится все труднее и Белоруссия, не справляясь с экономическими трудностями, привычно разыгрывает политическую карту. Открывает границу, наращивает торговлю с Украиной и ЕС. «Маловероятно, что Лукашенко станет «своим» для Евросоюза. Но поманеврировать на финансовом поле с помощью политики он может», — говорит Макаркин.
«К сожалению, в теме Евразийского союза политический фактор всегда стоит на первом месте. Хотя должно быть наоборот: экономическое единство должно наполняться политическим содержанием», — говорит Алексей Портанский, профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН.
Ранее благодаря политической мотивации Евразийский союз создавался ускоренными темпами, что, кстати, не всегда было оправдано, а в последние год-два политическая целесообразность стала тормозить интеграцию на постсоветском пространстве, считает Портанский.
«И восстановление границ и разговоры о выходе из ЕАЭС и Союзного государства — как раз пример такого рода», — говорит эксперт.
Сюрпризы возможны
Впрочем, драматизировать ситуацию пока нет смысла, единодушны эксперты. Пару раз в году и Александр Лукашенко, и лидер Казахстана Нурсултан Назарбаев делают заявления типа «мы сейчас выйдем из союза». «Конечно, это все негатив, который подрывает идею строительства единого экономического пространства, тормозит процесс, рассчитанный до 2025 года. Но компромисс, скорее всего, будет найден», — предполагает Портанский.
Но пример Белоруссии оказался заразительным для других стран-членов ЕАЭС. Внешнеторговый оборот Киргизии со странами Евразийского экономического союза в прошлом году сократился на 16,7%, составив $1,7 млрд, сообщил в среду премьер-министр Сооронбай Жээнбеков на заседании, посвященном результатам вступления республики в ЕАЭС. При этом республика еще только к августу 2017 года планирует полностью перейти на технические регламенты ЕАЭС, добавил он и обобщил: «С момента вступления в ЕАЭС фактическая динамика показателей внешней торговли всех стран-участниц снизилась».
Вполне независимо чувствует себя и Армения. Как раз в тот день, когда Россия объявила о восстановлении границ с Белоруссией глава делегации ЕС в Армении Петр Свитальски и посол США Ричард Миллз сделали ряд важных заявлений. Было анонсировано вложение до полумиллиарда долларов инвестиций в различные проекты, в том числе, инфраструктурные. Было подчеркнуто, что ЕС является главным торговым и инвестиционным партнером Армении. Местные СМИ подсчитали, что инвестиции стран ЕС в Армению составили около 1,22 трлн. драмов по сравнению с 1,15 трлн драмами государств-членов ЕАЭС (1 доллар составляет 485,5 армянский драмов ). За январь-сентябрь 2016 поток чистых инвестиций из стран ЕС достиг приблизительно 86 млрд драмов, между тем как в случае с Россией зарегистрирован отток капитала (минус 72 млрд драмов).
Союзники России, конечно же, будут ориентироваться на то, чем закончится конфликт между Москвой и Минском. И выстраивать собственную линию поведения. «Не берусь судить, что в пятницу скажет глава Белоруссии и чем закончится очередной виток конфликта с Москвой. Лукашенко – тонкий игрок», — говорит Портанский.
А Макаркин отмечает, что в этот раз традиционный конфликт заклятых друзей зашел слишком далеко. Да и денег, столько, сколько было раньше, у России теперь нет. Поддерживать дружбу становится все труднее, и по этой причине Москва может преподнести Минску сюрприз.