<!—
—>
В исследовании отмечается, что за последние 25 лет количество людей, живущих за чертой абсолютной бедности (которую они определили на уровне 1,9 доллара в день), существенно снизилось. В 2015 году в условиях крайней нищеты живет на 1,26 миллиарда меньше людей, чем это было в 1990-м. И тем не менее доходы населения растут очень медленно, и количество людей, перешагнувших более высокие пороги бедности — 3,2 доллара для стран со средним уровнем ВВП на душу населения и 5,5 доллара для стран с высоким, — растет не так быстро, как хотелось бы.
Причем географически прогресс распространяется тоже неравномерно: в странах Ближнего Востока, Северной Африки, Южной Азии и Африки к югу от Сахары сегодня меньше чем на 5,5 доллара в день живет больше людей, чем в 1990 году. «И в любом из сценариев развития мировой экономики крайняя нищета по-прежнему будет измеряться в двузначных цифрах в Африке к югу от Сахары», — заключили эксперты.
Положение России в «турнирной таблице» бедности выглядит приемлемым. Так, у нас, по оценкам Всемирного банка, 40 процентов населения с низким уровнем дохода в 2015 году жили на 10,7 доллара в день, в то время как население в среднем — на 22,36 доллара. Для сравнения: в Казахстане 40 процентов населения с более низким уровнем дохода жили в среднем на 6,72 доллара в день, а население в среднем — на 11,36 доллара.
На основании этих данных нельзя сделать вывод о том, что уровень бедности в России низок. По словам Вячеслава Бобкова, заведующего лабораторией проблем уровня и качества жизни Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, страна с таким уровнем ВВП на душу населения, как наша, должна ставить для себя более высокие границы бедности.
<!—
—>
— Мы считаем, что наш прожиточный минимум слишком низок. Мы оцениваем, какой набор товаров и услуг в него включен, и видим, что в нем сегодня не предусмотрен целый ряд необходимых товаров, без которых модель потребления населения становится маргинальной. Например, он совсем не предусматривает блока современной информационно-вычислительной техники — компьютеров, мобильных телефонов, оплаты услуг интернета и мобильной связи. Сроки службы непродовольственных товаров чрезмерно высокие, а продовольствие, которое там учтено, как правило, дешевое и низкокачественное, — говорит Бобков.
По его оценкам, россиянам для удовлетворения базовых потребностей нужно как минимум в два раза больше, чем 10,4 тысячи рублей. Ниже этого, удвоенного, порога у нас живет 35 процентов населения. По другому показателю — уровню относительной бедности — к бедным относится четверть населения. Субъективно свое материальное положение оценивают как плохое и очень плохое примерно столько же людей. Бобков заключает: да, только 6,5 процента населения нашей страны живут меньше, чем на 10 долларов в день, но это не повод для оптимизма. При определении уровня прожиточного минимума и, следовательно, ватерлинии бедности следовало бы учитывать больше показателей, а не отталкиваться только от абсолютного уровня монетарной бедности, как это происходит сегодня.