В прошлом году Банк России ввел для банков отчетность по похищенным со счетов клиентов деньгам, которые банки должны были возместить, а потом выяснять — виноват ли сам клиент в том, что у него украли деньги. Первая отчетность сдана за третий квартал.
<!—
—>
До этого было невозможно оценить, как работает важная норма закона, согласно которой возмещение обязательно, если клиент сообщил банку об исчезновении денег не позже, чем на следующий день и сам не передавал мошенникам информацию, которая сделала возможной кражу денег.
«Да, мы впервые собрали данные по объему средств, возмещаемых банками в рамках 9 статьи закона «О национальной платежной системе», — сказал зампред Банка России. — И это сразу показало, что данная статья работает: за третий квартал 2018 года банки возместили клиентам свыше 230 миллионов рублей». В связи с этим Дмитрий Скобелкин сомневается в целесообразности страхования средств на банковских картах (банки активно предлагают эту услугу).
<!—
—>
«Такая страховка — это, конечно, индивидуальное решение клиента, — сказал Скобелкин. — Тем не менее, если он никому не отдавал данные карты, то банк и так обязан возместить ему похищенное, а если клиент сам виноват, то и страховка не сработает. Банки должны проводить постоянный мониторинг несанкционированных операций, а если они не уследили за злоумышленниками, и те получили доступ к счету клиента, то закон, как мы видели, довольно эффективно защищает потребителя. Тем более мы категорически против навязывания к картам страховок, равно как и против навязывания других финансовых услуг. Клиенты могут жаловаться в ЦБ, если сталкиваются с этим».
Полностью интервью с заместителем председателя Банка России Дмитрием Скобелкиным читайте в ближайших номерах «Российской газеты».