Уровень одобрения кредитных заявок снижается не менее 1,5-2 лет. «К причинам такого снижения можно отнести регуляторные действия Банка России по сокращению долговой нагрузки граждан, скромную динамику доходов населения и в то же время высокий спрос граждан на заемные средства, — объясняет гендиректор НБКИ Александр Викулин. — Поэтому сейчас кредиторы очень тщательно оценивают заемщиков и стараются кредитовать только тех из них, чьи долговая нагрузка и персональный кредитный рейтинг (ПКР) находятся на должном уровне. Кроме того, растет популярность интернет-каналов приема заявок на кредиты, в которых, как правило, кредитное качество заявок ниже, чем в традиционных каналах». В марте к этим факторам добавились карантинные меры, ослабление рубля и снижение фондового рынка.
<!—
—>
По типам кредитов динамика оказалась разнонаправленной. Так, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года доля одобрения сократилась по необеспеченным кредитам (потребкредиты и кредитные карты) на 3,3 п.п. и по автокредитам на 8,8 п.п., в то же время по ипотеке уровень одобрения, напротив, вырос на 3,7 п.п. В сопоставлении с февралем уровень одобрения по потребкредитам и кредитным картам снизился на 1,8 п.п., по ипотеке — на 1,7 п.п., а по автокредитам вырос на 3,5 п.п.
По предварительным данным Объединенного кредитного бюро, выдачи кредитов наличными в марте, напротив, были примерно на 10% больше, чем в феврале, однако в первые будние дни карантина (30 марта — 3 апреля) выдачи сократились примерно в 3,3 раза по сравнению с рабочими днями марта. «С одной стороны, прекратили работу многие торговые точки, и гражданам стало сложнее потратить свои средства, — отмечает генеральный директор ОКБ Артур Александрович. — С другой стороны, на фоне роста безработицы и сокращения зарплат банки сейчас не могут быть уверены, что сторонние клиенты не потеряли работу или не потеряют ее в ближайшее время, поэтому ужесточили свои кредитные политики».