До Brexit британские кредиторы могли положиться на один из самых сильных внутренних рынков в Европейском регионе. После референдума Банк Англии вынужден сократить ключевую процентную ставку до исторического минимума, что ударит по кредитованию основных игроков рынка — RBS, HSBC, Barclays и Lloyds. Большая часть из них теперь планирует сокращать активы и персонал для повышения эффективности.
Убытки Royal Bank of Scotland (RBS) увеличились в 11 раз. Банк отчитался 5 августа, что за первое полугодие 2016 года они составили £2,04 млрд (в четыре раза больше ожиданий аналитиков) против £179 годом ранее. В основном они связаны с выплатами по кредитному страхованию клиентов и судебным разбирательствам. За последние шесть месяцев RBC выделил £450 млн клиентам, взяв на себя выплаты по страхованию кредитов. «Некоторые из проблем десятилетней давности, какие-то выплаты по кредитному страхованию датируются 1993 годом», — цитирует BBC гендиректора банка Росси Макьюена.
При этом в банке не ожидают, что ситуация хоть как-то исправится в обозримой перспективе, особенно на фоне проблем с продажей подразделения Williams & Glyn. «Наш корпоративный сектор сокращается, откладываются решения по инвестициям в людей, заводы», — рассказал Bloomberg финансовый директор банка Юэн Стивенсон. «В ситуации, когда ключевая ставка низкая, а рост экономики замедляется, достичь целевых показателей к 2019 году будет крайне трудно», — сказал он. По словам Стивенсона, дополнительное давление на бизнес банка создал Brexit. Поэтому акционерам не стоит надеется на выплату дивидендов вплоть до 2018 года (и то в лучшем случае).
Ранее на этой неделе, 3 августа, отчитался еще один британский банк — HSBC. За первые шесть месяцев его доналоговая прибыль сократилась на 30%, до $9,7 млрд (£7,3 млрд), при этом показатель за второй квартал упал в два раза, до $3,1 млрд. «Сейчас все мы находимся в нестабильном состоянии и в неопределенности, которая, вероятно, продолжится в течение некоторого времени», — прокомментировал ситуацию Стюарт Гулливер, гендиректор HSBC.
«Наш банк не может сократить расходы сверх текущего плана без ущерба для обслуживания клиентов. На данный момент мы планируем урезать расходы на $5 млрд к концу 2017 года. Но если уровень доходов не придет в норму, придется разрабатывать новый план на 2018 год и далее», — добавил Гулливер. В прошлом году банк объявил, что сократит 50 тыс. сотрудников, однако эксперты считают, что из-за Brexit итоговая цифра вырастет.
Не лучше обстоят дела у Barclays. 29 июля кредитор сообщил о падении прибыли до уплаты налогов на 21%, до £2,06 млрд за январь — июнь.
И только Lloyds на фоне остальных еще держится неплохо. Его прибыль за первое полугодие 2016 года выросла в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — до £1,86 млрд (компания отчиталась 28 июля). Выручка Lloyds также увеличилась до £18,43 с £11,81 млрд в первом полугодии 2015 года. Правда, менеджмент банка предупредил, что снижение ключевой ставки негативно скажется на прибыли Lloyds. В связи с этим кредитная организация планирует закрыть около 200 отделений и сократить до 3 тыс. сотрудников. За счет этих мер Lloyds к концу 2017 года надеется сэкономить £1,4 млрд.
«Сокращение персонала — единственный выход из сложившейся ситуации»,
— приводит Bloomberg слова Дэвида Мосса, представителя BMO Global Asset Management. «Не думаю, что планы по сокращению расходов любого банка могут дать положительный результат в те временные сроки, на которые они нацелены», — сказал Ян Гордон, аналитик лондонской компании Investec. Также он добавил, что сокращение филиалов банков в будущем будет только расти.
В четверг, 4 августа, Банк Англии снизил ключевую ставку с 0,5 до 0,25%. «Сначала все находились в состоянии неопределенности, но теперь, когда Банк Англии все-таки снизил процентную ставку до рекордного минимума, банки будут сокращать рост своих кредитных портфелей», — приводит Bloomberg слова Рауля Синха, аналитика JP Morgan. Самый сильный удар придется на RBS и Lloyds из-за падения ипотечного кредитования, передает Reuters.
На данный момент все вышеперечисленные банки стараются пересмотреть свою ценовую политику. «Банки с большой долей кредитов и с переменной процентной ставкой ожидает большой удар от сокращения и без того низких ставок», — считает аналитик Citigroup Inc. Эндрю Кумбс.
Банк Англии ждет стагнации экономики страны во втором полугодии 2016 года, а также слабого роста в 2017 году. Если этот прогноз сбудется, то, по мнению представителей комитета по монетарной политике Банка Англии, регулятор в этом году еще раз снизит ставки. Хотя не все согласны, что это приведет к положительным результатам.
«Дальнейшее снижение процентных ставок не окажет значительного влияния на экономику Великобритании», — говорится в письме 35 британских экономистов, которое опубликовала газета The Guardian.
Бен Бродбент, заместитель главы Банка Англии, ожидает, что экономический рост в 2017 году возможен лишь на 0,8%, что значительно ниже предыдущего прогноза в мае, где экономический рост в Великобритании был на уровне 2,3%.