ЧП на французской АЭС «Фламанвиль» — новый повод задуматься, насколько опасен «мирный атом» и насколько он выгоден относительно пусть и недешевых, но возобновляемых источников энергии. Сотни миллиардов долларов, которые государства разных стран тратят на ликвидацию последствий аварий, могут поставить крест на атомной энергетике.
Если верить властям французской провинции Манш, на территории которой расположена АЭС «Фламанвиль», взрыв на станции не представляет опасности. С нарушением ядерных технологий это ЧП, согласно официальным заявлениям, не связано. «АЭС «Фламанвиль» во Франции: точно знаем, что угрозы радиации нет», — отреагировал «Росатом».
Возможно, на этот раз действительно обошлось без серьезных последствий. Но в истории атомной энергетики Франции случалось немало инцидентов, некоторые из них были довольно масштабными.
Два самых опасных инцидента в истории французских АЭС произошли на атомной станции «Сен-Лоран Дез’О». Первый случился еще в 1969 году, спустя полгода после запуска АЭС. Там расплавилось 50 кг урана, помещенных в реактор. 47 кг урана удалось собрать, в том числе и вручную сотрудниками станции. Этот случай был классифицирован 4 степенью по международной шкале ядерных событий (INES).
13 марта 1980 года во втором реакторе этой же АЭС расплавилось 20 килограмм урана в топливных элементах (ТВЭЛ).
Для устранения аварии в 1980 году персоналу станции пришлось 4 дня подряд сбрасывать в атмосферу радиоактивный йод. Даже спустя 20 лет после этих аварий эксперты обнаруживали следы плутония в реке Луаре.
Еще были наводнение на АЭС «Блайе» в Аквитании, внезапное отключение электричества на АЭС «Дампьер», пожары на АЭС «Пенли», взрывы на АЭС «Бреннилис», выхлопы перекиси водорода на АЭС «Фессенхайм».
Самая зависимая от атома
Франция – самая зависимая от атомной энергии страна. Здесь 58 действующих реакторов на 19 станциях. Совокупная мощность АЭС Франции — 63 130 МВт, они покрывают 76,3% потребности страны в электроэнергии.
Франция входит в топ-10 стран с самым большим количеством реакторов, занимая в нем второе место в мире после США (99 реакторов) и опережая такие страны, как Япония (43 реактора), Китай и Россия (по 35 реакторов).
Во Франции 5 закрытых и 1 планируемая АЭС. Действующие АЭС расположены повсеместно, нередко на морском побережье. Последний французский ядерный реактор был запущен в 1999 году — почти 18 лет назад. На АЭС «Фламанвиль» два действующих блока и еще один строится.
Открытие новых АЭС во Франции всегда происходило при активном противодействии общественности. Одна из атомных станций даже подверглась обстрелу. Это АЭС «Крей Мальвилль» в департаменте Аверон недалеко от Лиона. 18 января 1982 года, по еще недостроенному зданию энергоблока, были произведены 5 выстрелов из гранатомета РПГ-7. Две ракеты нанесли значительные повреждения железобетонной оболочке здания. Личность стрелявшего установили спустя почти 20 лет. Им оказался Хаим Ниссим из швейцарского подразделения «Партии зеленых».
Уровень защиты АЭС даже в наши дни остается не стопроцентным, свидетельствует Британский Королевский институт международных отношений Чатем-Хаус. Атомные электростанции по всему миру могут стать легкой мишенью для хакеров, в том числе, находящиеся на службе у разных стран.
По мнению ученых британского института, менеджмент АЭС нередко предпочитает пользоваться стандартными недорогими антивирусами и экономить на обучении персонала.
Семь баллов из семи возможных
Первая в мире крупнейшая авария на АЭС произошла на станции Три-Майл-Айленд в США в 1979 году. С тех пор «мирный атом» десятки раз показывал свой крутой нрав. Отличительная черта аварий на АЭС в последние десятилетия – их планетарный характер.
26 апреля 1986 года на Чернобыльской атомной электростанции в СССР (территория нынешней Украины) произошла самая крупная и тяжелая в истории развития мировой атомной энергетики катастрофа. Чернобыльская авария на Украине имела глобальный характер — ее последствия почувствовали практически все континенты и страны.
11 марта 2011 года в результате землетрясения, и случившегося после этого цунами, в Японии из строя вышли системы охлаждения на двух крупнейших АЭС мира — «Фукусима-1» и «Фукусима-2». Наибольший ущерб был нанесен станции «Фукусима-1», на всех четырёх реакторах которой произошла серия взрывов и последующие пожары. Авария привела к утечке радиации в океан. Уровень опасности на «Фукусиме-1» был оценен в конечном счете так же, как и авария на Чернобыльской АЭС, в семь баллов из семи.
Ситуация на этой АЭС по-прежнему критическая. Страх повторения катастрофы, как и ее последствия, до сих пор не преодолены. И поводов для этого достаточно.
Уровень радиации внутри защитной оболочки второго реактора на аварийной АЭС «Фукусима-1» достиг максимального показателя с 2011 года, сообщило 2 февраля агентство Kyodo.
Интенсивность облучения там составляет 530 зиверт в час. Ранее самый высокий уровень радиации во внутренней части реактора составлял 73 зиверт в час. Также сообщается об обнаружении отверстия диаметром 2 метра на металлической решетке под сосудом высокого давления.
Не исключено, что под станцией скопились ядерные отходы. С помощью видеокамеры был обнаружен подозрительный бугорок под одним из реакторов.
Новая эра ветра и солнца
Любое ЧП на атомной станции — это всегда повод для того, чтобы задуматься. И не только о том, действительно ли безопасен «мирный атом»? Остается другой вопрос: в самом ли деле атомная энергия выгоднее других энергоносителей? И еще: как быстро альтернативная энергетика сможет заместить атомную и сможет ли?
Трагедия в Фукусиме повлияла на энергостратегии большинства европейских стран. Европа активно изучает мощности возобновляемых источников энергии в рамках принятой в 2015 году энергостратегии Евросоюза.
Самой впечатлительной оказалась Германия. Еще до событий 2011 года в Японии немецкие власти запланировали отказ от использования мирного атома к 2036 году. После Фукусимы это срок был сокращен до 2022 года.
Но первопроходцем в области отказа от АЭС была Италия. Еще в 1990 году в этой стране закрыли АЭС «Каорсо» — после аварии на Чернобыльской АЭС и по итогам общенационального референдума. Эта станция была последней из всех итальянских АЭС. «Мирный атом» до сих пор не отпускает итальянцев. Демонтаж станций продолжается. Значительно количество отработанного ядерного топлива продолжает храниться на территориях итальянских АЭС. Именно поэтому они окончательно не демонтированы.
В 2011 году правительство Италии заключило договор с французской компанией Areva на переработку ядерного топлива с последующим возвращением его в Италию – не ранее 2025 года. То есть, на «расставание» с ядерными технологиями уйдет 35 лет.
Все эти годы налогоплательщики будут из своего кармана будут платить за свою безопасность. На фоне этих событий европейцы все активнее говорят «нет» ядерной энергии. В ряде стран, например в Дании, Португалии и Германии, уже были прецеденты обеспечения энергопотребления в течение нескольких суток только за счет возобновляемых источников — солнечных, ветряных и гидроэлектростанций. Все поезда в Голландии теперь работают на электричестве, выработанном с помощью ветрогенераторов.
Даже Китай, несмотря на рост потребностей в электроэнергии планирует активнее развивать энергетику неископаемых видов топлива. Согласно BP Statistical Review of World Energy, к 2035 году возобновляемая энергетика в структуре энергопотребления КНР превысит одну пятую часть, в то время как доля газа будет чуть больше 10%.
В прогнозе BP говорится, что конец эпохи нефти наступит уже в 2067 году. При этом доля нефти, газа и угля в покрытии спроса на энергию составит порядка 80% процентов, а оставшиеся 20% процентов будут удовлетворены за счет атомной и возобновляемой энергии.
Атомная энергия еще долгое время будет основным конкурентом возобновляемых источников энергии (ВИЭ), в первую очередь, солнце и ветер. В странах, в которых живёт 45% населения планеты, — в Китае, Японии, Индии, Бразилии, Германии, Мексике — выработка электроэнергии на основе ВИЭ, не считая гидроэнергетику, уже превысила выработку АЭС. Замещение идет хорошими темпами, но все же уступает развитию атомной энергетике.
Темпы роста ВИЭ, включая биотопливо, будут поддерживаться, согласно отчета BP, на 8% ежегодно. Этот сектор энергетики во многом повторяет судьбу ядерной энергии в 1970-80-х годах, когда спрос на нее рос также по 8-9% в год. Однако уже в 1990-х эксплуатация атомных АЭС стала нагрузкой на государство, которое выделяло субсидии. Аналогичная ситуация происходит сейчас и с возобновляемыми источниками энергии. Несмотря на бурные темпы роста, возобновляемая энергетика по-прежнему остается уделом богатых стран.
Экономит только Европа
Потребности в электроэнергии, между тем, растут. Согласно прогнозу BP Statistical Review of World Energy, мировое потребление первичной энергии будет расти в среднем на 1,6% в год (благодаря росту населения и ВВП) и суммарно увеличится к 2030 году на 36% по сравнению с 2011 годом.
По данным Еврокомиссии, с 1995 по 2015 год мировое потребление всех видов энергоресурсов, увеличилось в 1,5 раза. Из них: нефти и нефтепродуктов – в 1,3 раза, твердого ископаемого топлива – в 1,8 раз, природного газа – в 1,6 раз, возобновляемых источников энергии – в 1,6 раз, атомной энергии – на 8%.
По данным компании Enerdata, специализирующейся на глобальных исследованиях рынков энергоносителей, основные потребители энергии сегодня – это Китай (3,101 млн тонн нефтяного эквивалента), США (2,196 млн тонн), Индия (882 млн тонн), Россия (718 млн тонн), Япония (435 млн тонн).
В Китае потребление энергии увеличивается наибольшими темпами: более чем в 2,5 раза за этот период, в США — на 12%. А вот в ЕС потребление энергии сократилось на 5%.
В развивающихся странах к 2030 году потребление энергии вырастет на 61%, темпы роста составят 2,5% в год, и на их долю придется 65% мирового потребления.
Всего в мире насчитывается сейчас 447 действующих ядерных реакторов различных типов, которые вырабатывают порядка 391 386 МВт электроэнергии. Еще 60 реакторов строится. Они находятся в разной стадии готовности, их проектная мощность — 64 500 МВт.
Остановить распространение АЭС в мире может разве что осознание масштаба ущерба. Ликвидация последствий аварии на «Фукусиме-1» может стоить $180 млрд. Таков был первоначальный подсчет. Но каждый год расходы приходилось увеличивать. До $250 млрд на период с 2011 по 2015 год и еще $65 млрд — на следующие пять лет до 2020 года. Более $57 млрд должны пойти на компенсации беженцам и вынужденным переселенцам.
По подсчетам Financial Times, японские налогоплательщики уже заплатили за аварию почти $100 млрд, хотя правительство и говорило, что все расходы лягут на плечи оператора реактора.