Добыча нефти в США неуклонно сокращается. С января она снизилась примерно на 200 тыс. баррелей в сутки, а к концу года может упасть еще на 450 тыс. баррелей. Однако эксперты предупреждают, что тренд может развернуться, если цена барреля достигнет хотя бы $50. Ценовые ожидания сейчас связаны с предстоящей встречей в Дохе, где ведущие мировые нефтепроизводители 17 апреля будут обсуждать заморозку добычи.
Цена нефти вновь превысила $40. В четверг баррель североморской нефти Brent, к которой привязана цена российской Urals, поднимался до $40,29 (+1%). Американская WTI также демонстрировала рост, ее цена поднималась до $38,3. Баррель нефти Организации стран — экспортеров нефти (ОПЕК), как сообщает сама организация, по итогам торгов в среду подорожал на 3,72%, до $33,93.
Цены начали в очередной раз снижаться с 1 апреля, когда баррель был как раз на уровне $40. Дно ($37,5) было достигнуто 5-го числа, после чего котировки постепенно пошли вверх. Максимум с начала года — $41,5 был пройден 17 марта. Минимум ($28,2) пришелся на 20 января.
Сейчас цены растут на фоне сообщений о коммерческих запасах нефти США. Как сообщило в среду американское министерство энергетики, за неделю, закончившуюся 1 апреля, они сократились на 4,9 млн баррелей (0,9%) и составили 529,9 млн баррелей. При этом прогнозировалось, что запасы, напротив, вырастут на 3,15 млн баррелей.
За неделю, завершившуюся 25 марта, запасы нефти в Штатах выросли на 2,3 млн баррелей, а до этого недельный рост составил 9,357 млн баррелей. Причем тогда, согласно консенсус-прогнозу, рост должен был составить лишь 2,525 млн баррелей.
Минэнерго США отмечает, что в Америке сокращается добыча нефти: по итогам прошлой недели она снизилась на 0,15% (14 тыс. баррелей в сутки) и составила 9,008 млн баррелей в день.
Снижение выглядит незначительным, но следует отметить, что еще в январе производство нефти в Штатах составляло около 9,2 млн баррелей.
Американское минэнерго ранее прогнозировало, что добыча США к концу года может снизиться на 7% от январских уровней, то есть примерно до 8,55 млн баррелей в день.
Тенденция к снижению добычи в США действительно наблюдается, и это внушает умеренный оптимизм, отмечает аналитик банка «Уралсиб» Алексей Кокин. «Умеренный — потому, что производство нефти в Штатах падает медленнее, чем ожидалось», — поясняет эксперт. Это связано с тем, что добывающие компании перекредитовываются, начинают использовать пробуренные, но не задействованные ранее скважины, кроме того, за счет непрерывного развития технологий постоянно снижается себестоимость добычи.
В конце февраля агентство Reuters со ссылкой на участников нефтяного рынка приводило критичный уровень цен для сланцевых нефтедобытчиков (а именно сланцевая нефть сейчас играет главную роль в США) — $40 за баррель.
Американская «сланцевая» добыча очень гибкая — в том плане, что в зависимости от ценовой конъюнктуры проекты можно быстро и относительно дешево законсервировать либо, наоборот, запустить заново.
«Тренд к сокращению добычи в Америке развернется, когда цены вырастут, — прогнозирует Кокин. — Но это должен быть достаточно заметный рост». По оценкам эксперта, при $45 за баррель производство в Штатах продолжит сокращаться, а вот уже при $50 — вновь начнет расти.
Основные ожидания по нефтяным ценам связаны сейчас со встречей крупнейших нефтепроизводителей в катарской Дохе, которая должна состояться 17 апреля. На ней страны ОПЕК и производители, не входящие в картель (в том числе и Россия), должны окончательно определиться с заморозкой добычи.
О фиксации производства нефти на уровнях января 2016 года Россия, Саудовская Аравия, Венесуэла и Катар договорились еще в середине февраля. На словах большинство мировых лидеров нефтедобычи поддержали эту инициативу, так как в условиях растущего спроса заморозка добычи должна нивелировать избыток предложения на нефтяном рынке (около 1,5 млн баррелей в день).
Однако позднее Иран заявил, что ему, как пострадавшему от санкций, нужны особые условия. Санкции США и Европы, ограничивающие в том числе и экспорт (а следовательно, и производство) нефти Исламской Республики Иран (ИРИ), были отменены 16 января. Теперь ИРИ заявляет, что прежде чем фиксировать добычу, ее надо вывести на досанкционный уровень (около 4 млн баррелей в сутки), что означает наращивание производства более чем на 1 млн баррелей в день.
Саудовская Аравия в ответ заявила, что не будет участвовать в заморозке, если к инициативе не присоединятся другие производители — и в первую очередь Иран.
Ранее министр энергетики РФ Александр Новак говорил, что Ирану действительно могут быть предоставлены особые условия. Тем более что, по словам министра, даже без Ирана заморозка имеет смысл, так как ее поддержали страны, обеспечивающие 73% мировой добычи. Глава российского МИДа Сергей Лавров как раз в четверг заявил, что Россия ожидает от встречи в Катаре конкретных договоренностей по стабилизации нефтяного рынка. По словам Лаврова, это «отвечает долгосрочным коренным интересам как производителей, так потребителей нефти».
Прогнозы по переговорам в Дохе самые разные. По одной версии, сторонам удастся договориться о заморозке и исключительно на спекуляциях цена барреля взлетит до $50 уже к концу первой декады мая. Другой сценарий предполагает, что никакой заморозки в итоге все же не будет и это обрушит нефть по меньшей мере до $30. И, наконец, компромиссный вариант: производители договорятся, но существенного и долгосрочного влияния на цены это не окажет, так как заморозка уже заложена в текущих котировках.