В любые десятилетия в конструкторских бюро советских автозаводов внимательно изучали новинки мировой автомобильной промышленности. Наши конструкторы не ограничивались чтением американских, немецких, английских и французских журналов. Для полноценного изучения им были необходимы настоящие машины. И Министерство по заявкам главных конструкторов заводов приобретало необходимые им иностранные образцы – в Европе и США любые автомобили имелись в свободной продаже.
До войны полный гараж иномарок содержал НАТИ, экзотические американские машины обкатывали на ГАЗе и ЗИСе. В самые тяжёлые военные годы на московском Заводе имени Сталина изучали огромные Packard, Lincoln, Cadillac, аналоги будущего ЗИС-110. На ГАЗе, планируя будущую Победу, изучали натурный образец Opel Kapitan.
В послевоенные годы настало затишье. Сказалась политическая обстановка – холодная война, борьба с «низкопоклонством перед Западом» в СССР. В то же время на Московском заводе малолитражных автомобилей, особенно после 1949 года, когда пост главного конструктора занял Александр Фёдорович Андронов, прописалась целая колонна импортных малолитражек – FIAT, Ford, Peugeot, Skoda, забытых ныне английских марок Austin, Hillman, Morris.
|
Победа и Волга на фоне немецких «аналогов»: Opel Kapitan, Borgward, BMW |
Уже 1956 год принёс ХХ съезд КПСС и новый исторический период, который потом назовут «оттепелью». Именно тогда Министерство автомобильной и тракторной промышленности решило изучить, куда шагнул прогресс в мировом автомобилестроении. Отечественная техника стремительно устаревала. Легковое автомобилестроение ещё «держалось»: за прошедшие после войны годы появились ЗИМ и ГАЗ-69, в апреле 1956-го МЗМА выпустил новый «с иголочки» Москвич-402, ГАЗ в то же время активно готовил Волгу.
А грузовики и автобусы так и остались на послевоенном уровне: перетяжелённые, неэкономичные, с недостаточной мощностью двигателей. К тому же модельный ряд отечественных машин уже не удовлетворял всем потребностям народного хозяйства, и остро вставал вопрос о расширении типажа.
|
Популярные в 1950-х микролитражки: Messerchmit, BMW Isetta. А третья машина – «наш ответ» ГАЗ-18 |
В первые месяцы 1956 года произошел настоящий прорыв. По распоряжению нового министра Николая Ивановича Строкина было закуплено 20 легковых и 15 грузовых автомобилей, 5 автобусов, 13 бензиновых и дизельных двигателей, огромное количество комплектующих и запасных частей. Всё это великолепие в мае выставили в НАМИ, и продолжалась та выставка несколько месяцев. По одним данным, до августа, по другим – до октября. Рядом для сравнения поставили основные модели советских автомобилей.
Задача стояла такая: познакомить конструкторов и других инженеров автозаводов, представителей автотранспортных предприятий и заводов смежных производств с типажом, внешней формой и особенностями конструкции современных автомобилей. Помимо специалистов, на выставку приходили и обычные посетители-автолюбители. Обзор экспонатов проливает свет на вопрос, какие узлы и агрегаты знакомых нам машин 50-60-х годов были скопированы, и с каких прототипов.
|
Самый известный пример. Этот FIAT-600 по приказу министра Н.И. Строкина взяли за основу Запорожца ЗАЗ-965. Разрабатывали будущую запорожскую микролитражку на МЗМА под руководством А.Ф. Андронова, закупив для исследований и испытаний целую колонну итальянских и югославских машин FIAT |
|
А знаменитый «жук» Volkswagen поделился с будущим Запорожцем передней торсионной подвеской |
|
Французский Panhard Dyna – «хайтек 1950-х»: алюминиевый кузов, передний привод |
|
Гость из братской ГДР – Audi AWE P70 с пластиковыми наружными панелями кузова, предшественник легендарного Trabant |
|
Советским конструкторам пригодился даже Citroen 2CV. У него взяли рулевую рейку для четырёхколёсной мотоколяски С3А. Это было первое в советском автомобилестроении реечное рулевое управление |
|
Сельскохозяйственный вариант «Белки». Конструкторы НАМИ уже забраковали эту машину как неудобную и неустойчивую на дороге |
|
Новинка сезона – Москвич-402 |
|
Opel Rekord Caravan после выставки отправился на МЗМА, и по его образу сделали складное заднее сиденье для универсала Москвич-423 |
|
Красавец Sunbeam Rapir тоже ушёл на МЗМА. Но от него позаимствовали только включение стартёра ключом зажигания и сайлентблоки подвески |
|
Предмет роскоши – Mercedes Benz-300, знаменитый Gullwing, прописался в ленинградском институте топливной аппаратуры ЦНИИТА, там изучали новинку для бензиновых двигателей – систему впрыска топлива |
|
Спортивная «итальянка» Lancia Aurelia выглядела очень уж экзотично: коробка передач в блоке с задним мостом De Dion, передняя подвеска свечного типа |
|
На ГАЗе Opel Kapitan разобрали до винтика, чтобы взвесить все детали в сравнении с аналогичными деталями Волги |
|
Волга М21 летом 1956-го ещё не выпускается, но уже украшает выставку. |
|
Немецкий Borgward с открывающимися по старинке против хода передними дверями. К началу 60-х эта марка прекратила существование |
|
Двигатель BMW-502 не выдержал испытаний в НАМИ – советский бензин «убил» его меньше чем за 10 тысяч километров |
|
ЗИМ на фоне американских седанов: Dodge, Studebaker, Ford |
|
Американский Ford Customline испытывали на ГАЗе, особо внимательно изучая автоматическую коробку передач. Она планировалась ещё для Волги, но пригодилась на Чайке |
|
ЗИМ ГАЗ-12 можно не представлять. В середине 1950-х машина была на пике популярности |
|
Марка Studebaker у нас прославилась военными грузовиками, а в США- легковыми автомобилями |
|
Dodge Coronet 1954 года тоже проходил испытания на ГАЗе |
|
Другой большой «американец», Plymoith Savoi, поделился образцом для создания советского кондиционера воздуха |
|
Моделям высшего класса Packard и Cadillac уделялось особое внимание. Им в 1956 году предстояло стать прототипами ЗИЛ-111 и Чайки |
|
На ГАЗе изучали и эскизировали торсионную подвеску Packard Patrician, но серийно на горьковских легковушках её не внедрили |
|
Внешнюю форму передней и задней части ЗИЛ-111 откровенно позаимствовали у этих Packard Patrician и Packard Caribbean. Главный конструктор ЗИЛа А.М. Кригер любил «проверенные иностранные решения». Также для нового ЗИЛа пригодилось кнопочное переключение передач от Packard |
|
Chrysler S70 проходил испытания на ЗИЛе. Изучалась конструкция усилителя руля и тормозов, характеристика амортизаторов. От этой модели были позаимствованы компрессор кондиционера, откидное сиденье и элементы внутренней отделки ЗИЛ-111 |
|
От Cadillac 75 для ЗИЛ-111 позаимствовали гидроусилитель руля и ряд элементов кузова |
|
В 1956 году ЗИЛ-111 ещё выглядел так и носил имя собственное «Москва» |
|
Советский автоспорт на выставке представляла маленькая свирепая «Звезда». С 50-сильным моторчиком объёмом всего 250 см3 она развивала 200 км/ч |
Копировали ли на наших заводах иномарки? Как видим, копировали. Но далеко не всегда внешнюю форму кузова. Конструкторов интересовали отдельные новые сложные узлы: например, усилитель руля, кондиционер, автоматическая коробка передач. Всё это было проще позаимствовать у импортных аналогов. К тому же у нас внимательно изучали способы снизить массу, повысить мощность двигателя.
Впрочем, изучение аналогов – не наш феномен. Зарубежные фирмы тоже внимательно исследовали продукцию своих конкурентов. Многое зависело от позиции конкретного главного конструктора. А.М. Кригер на ЗИЛе обожал копировать, а А.Ф. Андронов на МЗМА – ненавидел, старался как можно больше узлов разработать силами своей команды. Но и ему приходилось выполнять министерские приказы, как это вышло с будущим Запорожцем. Сказалось и то, что советская промышленность долго не имела возможности закупать готовые узлы у специализированных зарубежных фирм.
О грузовиках и автобусах на той выставке – в следующий раз.
.democracy:after{content:»;display:table;clear:both}.democracy ul li,.democracy ul{background:none;padding:0;margin:0}.democracy ul li:before{display:none}.democracy input[type=’radio’],.democracy input[type=’checkbox’]{margin:0;vertical-align:middle}.democracy input[type=’radio’]:focus,.democracy input[type=’checkbox’]:focus{outline:0}.democracy ul{list-style:none !important;border:0 !important}.democracy ul li{list-style:none !important}input[type=»submit»].dem-button,a.dem-button,.dem-button{position:relative;display:inline-block;text-decoration:none;-webkit-user-select:none;-moz-user-select:none;-ms-user-select:none;user-select:none;line-height:1;border:0;margin:0;padding:0}input[type=»submit»].dem-button:focus,a.dem-button:focus,.dem-button:focus{outline:0}input[type=»submit»].dem-button:disabled,a.dem-button:disabled,.dem-button:disabled{opacity:.6;cursor:not-allowed}.dem-button:hover{cursor:pointer}a.dem-button:hover{text-decoration:none !important}.democracy{position:relative;margin:0 auto}.democracy input[type=’radio’],.democracy input[type=’checkbox’]{margin-right:.2em}.dem-screen{position:relative;line-height:1.3}ul.dem-vote{margin-bottom:1em}ul.dem-vote li{padding-bottom:0;margin-bottom:0}ul.dem-vote li>*{margin-bottom:.6em}ul.dem-answers li{padding-bottom:1em}.dem-answers .dem-label{margin-bottom:.2em;line-height:1.2}.dem-graph{position:relative;color:#555;color:rgba(0,0,0,.6);box-sizing:content-box;width:100%;display:table;height:1.2em;line-height:1.2em}.dem-fill{position:absolute;top:0;left:0;height:100%;background-color:#7cb4dd}.dem-voted-this .dem-fill{background-color:#ffc45a}.dem-votes-txt,.dem-percent-txt{position:relative;display:table-cell;padding-left:.3em;vertical-align:middle;font-size:90%}.dem-poll-info{padding-bottom:1em}.dem-poll-info:after{content:»;display:table;clear:both}.dem-poll-info>*{font-size:85%;display:block;float:right;clear:both;text-align:right;opacity:.7;line-height:1.3}.dem-vote label{float:none;display:block}.dem-results-link{display:inline-block;line-height:1;margin:.8em 1em}.dem-vote .dem-disabled{opacity:.5}.democracy .dem-bottom{padding-bottom:1em}.dem-bottom{text-align:center}.dem-bottom:after{content:»;display:table;clear:both}.dem-poll-title{display:block;margin-bottom:1.5em;margin-top:1.2em;font-size:120%}.dem-cache-notice{z-index:10;position:absolute;top:0;border-radius:2px;width:100%;padding:1.5em 2em;text-align:center;background:rgba(247,241,212,.8);color:#6d6214}.dem-notice-close{position:absolute;top:0;right:0;padding:5px;cursor:pointer;line-height:.6;font-size:150%}.dem-notice-close:hover{color:#d26616}.dem-star{font-size:90%;vertical-align:baseline;padding-left:.3em;color:#ff4e00}.dem-poll-note{font-size:90%;padding:.5em;opacity:.8;line-height:1.3}.democracy .dem-copyright{position:absolute;bottom:-1em;right:0;text-decoration:none;border-bottom:0;color:#b2b2b2;opacity:.5;line-height:1}.democracy .dem-copyright:hover{opacity:1}.dem-add-answer{position:relative}.dem-add-answer>*{display:block}.dem-add-answer a{display:inline-block}input.dem-add-answer-txt{width:100%;box-sizing:border-box}.dem-add-answer-close{position:absolute;right:0;padding:0 .7em;cursor:pointer;color:#333}.dem-add-answer-close:hover{color:#ff2700}.dem-edit-link{display:block;position:absolute;top:0;right:0;line-height:1;text-decoration:none !important;border:0 !important}.dem-edit-link svg{width:1.2em !important;fill:#5a5a5a;fill:rgba(0,0,0,.6)}.dem-edit-link:hover svg{fill:#35a91d}.dem-loader{display:none;position:absolute;top:0;left:0;width:100%;height:100%}.dem-loader>*{display:table-cell;vertical-align:middle;text-align:center}.dem-loader svg{width:20%;max-width:100px;min-width:80px;margin-bottom:15%}.dem-loader [class^=»dem-«]{margin-bottom:15% !important}.dem-archives .democracy{margin-bottom:2em;padding-bottom:20px;border-bottom:1px dashed #ccc}.dem-archives .dem-archive-link{display:none}.dem-vote label{opacity:.9}.dem-vote label:hover{opacity:1}.dem-results-link{display:none}.dem-add-answer a{text-decoration:none;margin-left:1.2em;color:inherit !important}.dem-add-answer a:hover{opacity:.8}.dem-graph{height:1.4em;line-height:1.4em}.dem-voted-this{font-weight:bold}.dem-votes-txt-percent{font-size:90%}.dem-votes-txt-percent:before{content:’- ‘;display:inline}.dem-percent-txt,.dem-label-percent-txt,.dem-poll-info>*{display:none}.dem-poll-info .dem-total-votes{display:block;float:none;opacity:1;font-size:100%;text-align:center;font-weight:700}.dem__checkbox,.dem__radio{display:none !important}.dem__checkbox_label,.dem__radio_label{position:relative;box-sizing:content-box}.dem__checkbox_label .dem__spot,.dem__radio_label .dem__spot{position:relative;display:inline-block;vertical-align:baseline;top:.1em;cursor:pointer;width:12px;height:12px;margin-right:.3em;background:#fff;border:1px solid #ccc}.dem__checkbox_label .dem__spot{border-radius:3px}.dem__radio_label .dem__spot{border-radius:50%}.dem__checkbox_label .dem__spot:after,.dem__radio_label .dem__spot:after{content:»;position:absolute;opacity:0}.dem__checkbox_label .dem__spot:after{width:11px;height:4px;top:0;left:2px;border:2px solid #333;border-top:0;border-right:0;background:transparent;-ms-transform:rotate(-45deg);-webkit-transform:rotate(-45deg);transform:rotate(-45deg)}.dem__radio_label .dem__spot:after{width:6px;height:6px;border-radius:50%;top:50%;left:50%;background:#333;-ms-transform:translate(-50%,-50%);-webkit-transform:translate(-50%,-50%);transform:translate(-50%,-50%)}.dem__checkbox_label:hover .dem__spot::after,.dem__radio_label:hover .dem__spot::after{opacity:.2}.dem__checkbox:checked+.dem__spot,.dem__radio:checked+.dem__spot{border-color:#999}.dem__checkbox:checked+.dem__spot:after,.dem__radio:checked+.dem__spot:after{opacity:1}.dem__checkbox:disabled+.dem__spot,.dem__radio:disabled+.dem__spot{opacity:.5}.dem__checkbox:not(:checked):disabled+.dem__spot:after,.dem__radio:not(:checked):disabled+.dem__spot:after{opacity:0}.dem-loader .fill{fill:#c50005 !important}.dem-loader .css-fill{background-color:#c50005 !important}.dem-loader .stroke{stroke:#c50005 !important}
Опрос
Копирование иностранных аналогов — это:
Poll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.
-
Совершенно нормальная практика развивающихся стран 57%, 12
12 57%
57% от всех голосов
-
В технике — да, а уж дизайн могли и сами придумывать 33%, 7
7 33%
33% от всех голосов
-
Недопустимо ! Надо было всё делать самим 10%, 2
2 10%
10% от всех голосов
Всего голосов: 21
19.02.2018
×
Вы или с вашего IP уже голосовали.
Голосовать