Кто-то весьма неглупый сказал как-то, что профессиональный бокс – это спорт только на треть, еще на треть – бизнес, и еще на треть – шоу-бизнес. Имейте это в виду каждый раз, когда вам кажется, что кого-то засудили.
Беспредел есть и в профессиональном боксе. Иные результаты кажутся сфабрикованными, а судьи – купленными. Но это не относится к бою Сергея Ковалева с Андре Уордом. В нем не была пересечена незримая черта, отделяющая ограбление от домашнего решения.
Одно следует отличать от другого. Фаворитизм был и всегда будет в боксе. Истинная родина профессионального бокса – Америка, а не Англия. Когда ты дерешься в сердце американского бокса против лучшего американского боксера с рефери-американцем и тремя американскими судьями, к неприятным сюрпризам надо быть готовым обязательно. Особенно, когда ты представляешь не самую любимую и не самую родную страну. Но это правила игры, и когда ты следуешь им, ты их принимаешь.
В сущности, история поражения Ковалева – это очень простая история. В ней всего две составляющие. Про первую уже сказано, вторая относится исключительно к спортивной составляющей. К большому сожалению, Сергей не доказал, что он однозначно лучше.
Ковалев смог отправить Уорда в нокдаун и вчистую выиграл первую половину поединка. Но никто в современном боксе не умеет так ловко красть инициативу (не зримую, работая первым номером, а незримую), как это умеет Андре Уорд. Он делает это даже лучше Хопкинса. Ковалев оказался чрезмерно опасной и крупной добычей, но и он позволил Уорду навязать свою игру во второй половине боя.
Вам кажется, что Уорд не победил? Так будет казаться всегда. Даже в своих лучших боях Андре не доминирует над противниками в классическом смысле. Он не заставляет их пятиться и чувствовать силовое давление, как Сергей заставлял самого Уорда в начальных раундах. Доминирование Уорда – более тонкое, основанное где-то на грязи, где-то на чем-то малозаметном, вроде ударов по корпусу в клинчах. Преимущество Уорда – это всегда 2-3 удара, но, главное, ощущение, что ты играешь по его правилам.
В каком-то смысле Ковалев сам виноват, что принял его игру: много и не очень эффективно работал в клинчах, промахивался в атаке в концовке боя, пропускал джеб. Он, кстати, победил Уорда в этой игре – у меня, например, получилось 115-112 в его пользу, у Харольда Ледермана – 116-111. Но у многих так не получилось, кто-то дал меньше, кто-то – как судьи – дали Уорду. Решение не то чтобы освистывали.
Нет правил, которые нельзя обойти или даже сломать. Как это делается, показал Костя Цзю 15 лет назад, в бою с Забом Джудой. Олег Маскаев повторил этот трюк еще через 5 лет, Дмитрий Пирог – еще через 4 года. Это, кстати, тоже часть правил: не можешь перебоксировать противника, или тебе не дают? Нокаутируй его. Понятно, что на словах это очень просто, а в жизни подарков ждать не приходится. Сергей себе подарок преподнести не смог.
Расстраиваться можно и нужно. Но в конечном счете поражение Ковалева – не конец истории. Вопросов задано больше, чем получено ответов, а матч-реванш, кажется, гарантирован. А это дополнительные деньги, гонорары, интерес публики. Других соперников ведь у Ковалева в этом весе нет (мифический Стивенсон не в счет), тем более тех, на ком можно заработать.
Как сказано выше, профессиональный бокс – это на треть бизнес. Проиграв бой по судейским запискам, Сергей, возможно, победил в сражении за будущее и дальнейшие успехи.
Алексей Сукачев