Столичный суд признал виновным одного из лидеров российских националистов Александра Поткина в махинациях с деньгами БТА-банка, а также в создании экстремистского сообщества для организации антиправительственных выступлений в Казахстане. Он получил 7,5 года колонии и должен выплатить 4,9 млрд руб. банку. Сам Поткин свою вину не признает.
Мещанский городской суд Москвы (который рассматривал второе дело Михаила Ходорковского и художника Петра Павленского) пережил очередной резонансный процесс. В среду там огласили приговор по делу одного из лидеров запрещенного в России националистического движения «Русские» Александра Поткина, известного также под фамилией Белов.
В тесный зал судебного заседания набилось несколько десятков человек, среди которых были как журналисты, так и группа поддержки Поткина. Среди известных лиц присутствовали соратник Белова по организации «Русские» Дмитрий Демушкин и один из сооснователей националистического «Комитета 25 января» Константин Крылов. Судья Альберт Тришкин начал читать приговор очень быстро — так, что до собравшихся доносились только обрывки слов. Более того, постоянные перешептывания и пререкания собравшихся с приставами еще больше усложнили попытки разобраться в фабуле приговора.
В какой-то момент Демушкин подмигнул и улыбнулся Поткину, за что пристав немедленно удалил первого. Вслед за этим по неизвестной причине выгнали и несколько работников СМИ.
Еще до оглашения решения судьи было известно, что Поткин обвиняется в целом ряде преступлений. Во-первых, следователи и прокуроры считали его причастным к отмыванию денег вкладчиков «БТА-Банка», причем, по версии обвинителей, делал это националист в составе «группы лиц по предварительному сговору» (Статья 174 часть 3 Уголовного кодекса России). Сам банк принадлежал некогда живой легенде Казахстана и постсоветского пространства Мухтару Аблязову — бывшему казахскому министру энергетики и бывшему банкиру, который сейчас объявлен в Казахстане в розыск в связи с обвинением в финансовых махинациях. Его экстрадиции из Франции добиваются Астана, Москва и Киев, так как у каждой из этих сторон свои претензии к бизнесмену.
Кроме этого, Белова обвинили в «Разжигании межнациональной розни», «Создании экстремистского сообщества» и «Публичных призывах к экстремистской деятельности». Обвинение полагало, что националист создал и разместил в интернете видеоролик «Александр Бело-Поткин Разборки», в котором эксперты усмотрели разжигание розни в адрес жителей Северного Казахстана.
Также его сочли причастным к созданию интернет-проекта «Злой казах», целью которого было инициировать массовые антиправительственные акции на территории Республики.
Речь судьи Тришкина с трудом позволяла разобрать, в чем усматривается причастность Поткина к хищению денег «БТА-Банка». Как рассказывают адвокаты Белова, когда над Аблязовым сгустились тучи, тот решил перевести порядка $5 млрд из «БТА-банка» в Россию. Для этого на подставные юридические лица, которые Тришкин перечислял в течение пяти минут, были приобретены земельные участки в Подмосковном Домодедово. Однако российские силовики возбудили в связи с этим уголовные дела по экономическим преступлениям и наложили на землю арест.
И вот тут, по версии обвинения, в ситуацию вмешался Поткин, который по просьбе Аблязова пытался организовать перепродажу подставных фирм по частям, таким образом «размыв» их долю в земельных участках, чтобы потом вывести земли из-под ареста.
«Все это во многом основано на показаниях секретного свидетеля с измененной фамилией Иванов, который в суде так ни разу и не появился, а допрашивался в режиме видеоконференции дистанционно. Судья разъяснил, что свидетель находится за пределами России, а потому в зале заседания допросить его не представляется возможным», — рассказал «Газете.Ru» адвокат Поткина Иван Миронов.
По словам собеседника, сторона защиты предполагает, что «секретным» свидетелем является Елена Тищенко.
Эта женщина действительно фигурировала в деле Аблязова, она была юристом в «БТА-Банке», а ее бывший муж Сергей Тищенко был партнером Аблязова на Украине. В сентябре 2013 года ее задержали в Москве, а позже — поместили под арест решением Тверского суда. Еще позже Елена Тищенко перебралась из Москвы в Киев, а после смены власти на Украине до 2015 года работала начальником Управления украинского МВД по возврату незаконно выведенных из этой страны активов.
Что же касается обвинений в создании экстремистского сообщества, то следователи полагают, что Поткин создавал его из русскоязычной молодежи Казахстана.
В суде по этому эпизоду допросили казачьего атамана из Алма-Аты Александра Щеглова, который заявил, что Белов предлагал ему создать на территории Киргизии военно-спортивный лагерь, в котором планировалось обучать молодых людей, потомков казаков из Казахстана, владению огнестрельным и иным оружием.
По словам Щеглова, Поткин приезжал в Алма-Ату в 2012 году и озвучил соответствующее предложение.
«В основном был упор с их [Белова] стороны, чтобы мы провели в Казахстане «Русский марш», кроме этого они предложили нам финансирование и попросили, чтобы мы подобрали молодых своих казачат от 16 до 25 лет, а они отправят их в Киргизию в санаторий на месяц или на два. Что-то вроде военно-спортивного лагеря», — сказал Щеглов., который также не присутствовал в ходе допроса в суде, а выходил с Тришкиным и другими участниками процесса на связь через скайп из Алма-Аты. Атаман тогда также заявил, что подсудимый обещал помощь в финансировании лагеря со стороны российского политика Владимира Жириновского, лидера ЛДПР.
Однако ключевыми показаниями, которые легли в эпизод дела против Поткина об экстремизме, стали слова бывшего соратника Белова Георгия Боровикова.
Этот человек сам сейчас отбывает наказание за похищение человека и истязание. Его этапировали в Москву для допроса, в ходе которого Боровиков подтвердил планы Белова организовать в Казахстане экстремистское сообщество.
Предварительное следствие по делу Поткина также сопровождалось скандалами. Так, первый следователь по его делу Рустем Шайдуллин в СМС-переписке с адвокатом Мироновым угрожал тому убить Поткина, если подследственный не сознается в том, в чем его обвиняли.
«Я туда [в СИЗО] столько раз с отверткой приходил, вы не представляете, как часто. Могу шило взять. Я ему даже руками шею сломаю», — написал тогда следователь Миронову (скан смс-сообщения есть в распоряжении «Газеты.Ru»). Позже Шайдуллин был отстранен от этого дела. Однако на дальнейший ход следствия это не оказало влияния.
Суд в итоге признал Поткина виновным по всем статьям обвинения, и путем сложения наказания назначил ему общий срок в 7,5 лет лишения свободы в колонии общего режима.
Те полтора года, что Белов провел в изоляторе, засчитаются ему в этот срок. После освобождения на Белова будут наложены ряд ограничений. В течение трех лет ему нельзя заниматься общественно-политической деятельностью, посещать массовые мероприятия и покидать Москву. В качестве дополнительного наказания суд назначил осужденному штраф в 600 тыс. рублей. Кроме того, суд удовлетворил гражданский иск к Поткину потерпевшей стороны на сумму в 4,9 млрд рублей.
Сам Поткин своей вины не признает.
«Я обязательно буду обжаловать это решение, хотя у меня нет особого доверия к суду второй инстанции. Еще хочу подчеркнуть, что юридические лица, которым якобы принадлежали земли, уже несколько лет им не принадлежит. В суде выступали новые владельцы этих активов и возмущались, почему их имущество в официальных документах суда записано до сих пор на другого собственника», — сказал Белов в ответ на вопрос «Газеты.Ru» о своем отношении к приговору.
Он также отрицал какую-либо свою причастность к проекту «Злой Казах».
«Я не уверен, что вообще знаком с Аблязовым.
С большинством казахов я общался по скайпу, они писали не под своими именами, а под никнеймами. Возможно, под одним из них и был Аблязов», — сказал осужденный.
Решение Белова-Поткина стало первым судебным прецедентом, когда российский гражданин осужден российским судом фактически по требованию иного государства. Ведь изначально обвинение против него в создании экстремистского сообщества было выдвинуто именно казахскими правоохранителями на территории Казахстана. По версии Астаны, экстремистскую организацию Белов пытался создать также по просьбе Аблязова. Однако российская сторона не выдает своих граждан в другие страны, поэтому было решено осудить националиста на территории России.
Поткин занимается политикой с 2002 года. Тогда он создал «Движение против нелегальной иммиграции» (ДПНИ, деятельность этой организации запрещена на территории Росси), выступал за ограничения въезда в Россию трудовых мигрантов и старался предать максимально огласке в СМИ факты этнической преступности и совершения мигрантами преступлений на территории России. На президентских выборах 2004 года Белов выступил в поддержку Сергея Глазьева (один из нынешних советников Владимира Путина). 2 сентября 2006 года во время межэтнического конфликта в Кондопоге два представителя ДПНИ, в том числе Белов, прибыв в город, приняли участие в митинге, прошедшем после начала антикавказских волнений и погромов. Погромы нашли отражение в интернете, в частности, о них сообщалось на форуме сайта Кондопоги и, на основе информации, размещенной на городском форуме, публиковал свои сообщения в режиме реального времени сайт ДПНИ.
После этого Белова обвинили по статье 282 Уголовного кодекса России («Возбуждение ненависти либо вражды по признаку национальной и религиозной розни»). В 2007 году уголовное дело против него было прекращено за отсутствием состава преступления.
В 2008 году на Белова возбудили уголовное дело за разжигание межнациональной розни. Суд признал, что Белов на митинге 4 ноября 2007 года «допустил в речи оскорбительные высказывания в адрес евреев и представителей народностей Закавказья и Средней Азии», а также оскорбил представителей исполнительной власти, сравнив здание правительства России со свитком Торы. Свои заявления он сделал на одном из митингов. В итоге суд приговорил политика к условному заключению сроком на полтора года. В 2011 году Белов стал одним из лидеров националистической организации «Русские», которая была запрещена Мосгорсудом.