Арестованные по делу о госизмене сотрудники ФСБ и «Лаборатории Касперского» сотрудничали с ЦРУ, а само уголовное дело не связано с группировкой «Шалтай-Болтай». Источники «Газеты.Ru» в силовых структурах считают, что история «Шалтая» — это побочный эпизод, помогающий отвлечь внимание общественности от основного уголовного дела об «измене родине» сотрудниками ФСБ.
Арестованные по делу о госизмене и хакерах сотрудники ФСБ России передавали конфиденциальную информацию Центральному разведывательному управлению США. Об этом сообщил «Интерфакс» со ссылкой на свои источники.
«Начальник отдела Центра информационной безопасности ФСБ РФ Сергей Михайлов и его заместитель Дмитрий Докучаев обвиняются в том, что, нарушив присягу, стали сотрудничать с ЦРУ»,
— сказал один из собеседников агентства.
Тем временем адвокат одного из арестованных Иван Павлов сообщил не менее интригующую новость. По его словам, дело о госизмене вовсе не связано с хакерской группировкой «Шалтай-Болтай».
«У нас нет таких данных, что дело связано с «Шалтаем», — заявил Павлов.
Между тем, источник «Газеты.Ru» в силовых структурах заявил, что в разработку начальник 2-го оперативного управления Центра информационной безопасности спецслужбы Сергей Михайлов и его подчиненный Дмитрий Докучаев были взяты еще год назад. Тогда у оперативников УСБ ФСБ России появилась информация о том, что Михайлов и Докучаев могли сотрудничать с западными компаниями, напрямую связанными со спецслужбами, передавая им информацию о российских хакерах.
При этом речь шла об информации, переданной за рубеж еще в 2012 году.
«После этого было еще несколько странных утечек, связанных с деятельностью Интернет-компаний, которые непосредственно курировал ЦИБ, — рассказывает собеседник. – Именно из-за этого и было начато внутреннее расследование, которое держалось в строгой секретности. При этом сложность заключалась в том, что преступление, в котором подозревались сотрудники, было совершено несколько лет назад».
По словам собеседника, разработку вели только сотрудники собственной безопасности, которые для оперативных мероприятий привлекали сотрудников Центра защиты специальной информации и связи ФСБ России. При этом последние даже были не в курсе, кого и для каких целей они «ведут».
«В ходе этой работы был установлен посредник, через которого утекала информация. Им оказался сотрудник «Лаборатории Касперского», — говорит офицер. –
Что касается так называемого «Шалтая-Болтая», то их связь с Михайловым и Докучаевым была выявлена в ходе оперативной работы по основному делу».
Источник говорит, что, взяв под свое крыло «Шалтай», Михайлов и Докучаев фактически вдохнули «новую жизнь» в группировку. «Хакеры, выкладывавшие на сайте «Шалтая» переписку понимали, что рано или поздно их вычислят, и, к началу 2016 года, фактически свернули деятельность. Когда же представители Михайлова вышли на контакт с Владимиром Аникеевым «Льюисом»,
«шалтаевцы» воспряли духом и ощутили свою безнаказанность, ведь у них появилась сильная «крыша». Михайлов же решил их использовать для своих игр».
В октябре 2016 года Аникеев-Льюис был задержан. Этот факт, по словам собеседника, сильно насторожил Михайлова. Задержание проводили сотрудники другого подразделения ФСБ, а он был даже не в курсе, что его агент попал в разработку. «Хотя вытаскивать Аникеева из тюрьмы Михайлов не собирался, и даже наоборот — предоставил свои наработки по нему. Впрочем, сам Аникеев на первом же допросе, стал рассказывать такие красочные подробности о сотрудничестве с Михайловым, что его показания частично вошли и в основное дело».
Подробно о Льюисе рассказали источники агентства «Росбалт». Согласно этим данным, Аникеев родился в Махачкале. Потом жил в Петербурге, работал в СМИ и мог «добывать нужную для статей информацию». В начале 2000-х он начал зарабатывать с помощью продажи компромата и вымогательства; сведения он получал, заказывая местным хакерам взлом электронной почты.
В дальнейшем Аникеев стал работать и с клиентами из Москвы и якобы «оказался вхож в администрацию президента», где был известен как журналист и специалист по «черному пиару».
В Москве Аникеев начал использовать специальное оборудование для получения доступа к устройствам («лже-Wi-Fi сети и фальшсоты операторов мобильной связи»); с этим оборудованием он часами сидел в ресторанах и кафе, популярных среди чиновников, сказано в статье. Полученные массивы данных он переправлял для анализа членам своей команды в Эстонию, Таиланд и на Украину. После запуска проекта Аникееву «понесли переписку чиновников и бизнесменов разные люди, которые хотели, чтобы она попала в Сеть, но выглядело все так, будто это работа хакеров». Надо отметить, что в Лефортово Льюису, который сразу же пошел на сотрудничество со следствием, были предоставлены самые комфортные условия.
Он даже дважды из тюрьмы отправил сообщение по электронной почте своему отцу, который живет в станице Барсуковская Ставропольского края и разводит кроликов. При этом односельчане даже не знают о том, что у Федора Аникеева есть сын.
Как ранее сообщали СМИ, сотрудник «Лаборатории Касперского» Руслан Стоянов с декабря 2016 года находится под арестом в СИЗО «Лефортово».
В пресс-службе компании подтвердили арест, подчеркнув, что расследование не имеет отношения к компании и «ведется в отношении частного лица».
Одновременно по тому же делу арестован и руководитель одного из подразделений ЦИБ ФСБ Сергей Михайлов. Всего обвиняемыми по делу якобы проходят шесть человек, среди которых — сотрудники ЦИБ ФСБ.
Между тем, бывшие сослуживцы и коллеги по бизнесу Руслана Стоянова не верят, что он мог сотрудничать с иностранной разведкой. По их мнению, дело носит заказной характер и уходит корнями в старые конфликты вокруг дележа российского IT-рынка. При этом собеседники «Газеты.Ru» отмечают, что разработку и Михайлова, и Стоянова вели сотрудники ФСБ, у которых ранее был с ними конфликт.