Выступая на Совете судей РФ во вторник, председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев озвучил ряд мер по изменению законодательства в области наказания за коррупционные преступления. Он отметил, что эти предложения исходят не от Верховного суда, а собраны от российских судов на основании опроса. Всего, по его словам, сформулировано 10-11 предложений от судейского сообщества по ужесточению ответственности за коррупцию,передает ТАСС.
Так, российские судьи предложил ввести уголовную ответственность за посредничество в коммерческом подкупе, а также за обещание или предложение коммерческого подкупа (когда взятка предлагается лицу, не состоящему на госслужбе).
Вторая инициатива касается мелких взяток – до 10 тыс. рублей. Их получение предлагается выделить в УК отдельным составом. «В 2012-2014 годах, да и вообще за последние 5 лет по 65% уголовных дел о даче и получении взяток сумма не превышала 10 тыс. рублей, — заметил Лебедев. — В связи с этим судьи предлагают выделить в отдельный состав преступления дачу и получение взятки на сумму до 10 тыс. рублей, чтобы была реальная картина, чтобы было видно, какие преступления совершаются». Предполагается, что после реформы расследованием таких дел будут заниматься дознаватели, а не следователи, а рассмотрение дел будет происходить у мировых судей, а не в районных судах.
Третье предложение Вячеслава Лебедева заключается в том, чтобы ввести в статьи 290 и 291 УК РФ обязательный запрет на срок до 6 лет заниматься работой на госслужбе для всех осужденных за взятки. Сейчас эта мера может назначаться дополнительно к основному наказанию по усмотрению судьи. В случаях вынесения приговора за взятки к штрафу, кратному сумме взятки, судьи предлагают сразу же прописывать то наказание, которое будет назначено в случае неуплаты штрафа. «То есть не ждать ходатайства об изменении меры наказания, а уже в приговоре указать, какое наказание будет при замене штрафа», — пояснил Лебедев.
Судьи предлагают также установить возможность конфискации имущества не только на основании вынесенного приговора, но и на основании постановлений о прекращении дела по нереабилитирующим основаниям (когда человек фактически признан виновным, но, например, срок давности привлечения к ответственности истек — прим. ТАСС).