В Северо-Кавказском военном окружном суде продолжается слушание дела «анапской Кущевки»: преступного сообщества, организованного видным кубанским единороссом Сергеем Зириновым. Ключевой свидетель по делу дал признательные показания, рассказав, каким образом Зиринов приобретал в собственность анапские земельные активы.
Зеленая улица для Зиринова
Дело банды Сергея Зиринова рассматривает суд присяжных заседателей. Главный свидетель обвинения казачий атаман Анапы Николай Нестеренко рассказал присяжным, что Сергей Зиринов долгое время был теневым хозяином Анапы и владел большей частью местных предприятий общепита, аквапарками «Золотой пляж» и «Тики-Так», а также детскими и курортными парками.
Атаман Николай Нестеренко — также бизнесмен, владелец Казачьего рынка Анапы. У него часто были конфликты с Зириновым. По словам Нестеренко, его конфликты с Зириновым носили не коммерческий характер, а возникали на почве городской жизни Анапы, Так, летом 2012 года анапские казаки и общественники возмутились торговыми рядами, развернувшимися рядом с приморским парком «30-летие Победы», который является памятником федерального значения. «Приезжие лица армянской национальности стали осваивать земли рядом с парком. Все знали, что этот участок в 7 га принадлежал Зиринову, мы их палатки сносили три раза, они бегали к нему, администрация города молчала, а на меня завели уголовные дела», — рассказал Нестеренко.
Еще одним эпизодом стала борьба против засыпки реки Анапки. Нестеренко сообщил, что на засыпанном участке реки Анапка Зиринов хотел «развлекательный комплекс типа Диснейленд», стоимость которого составляла 2 миллиона евро. «Жители обратились к нам за помощью, потому что неизвестные люди начали засыпать речку землей, и мы выехали на место, чтобы остановить произвол», — пояснил Нестеренко. По его словам, на место конфликта прибыл сотрудник принадлежащего Зиринову ЧОП «Ван» Сергей Ушаков с помповым ружьем, который «пригрозил убить, если казаки не перестанут мешать стройке». Как говорит Нестеренко, активная казачья деятельность стала причиной того, что 22 февраля 2013 года автомобиль атамана был обстрелян из автомата Калашникова.
Водитель Нестеренко Виктор Жук погиб на месте, а сам Нестеренко получил множественные ранения. Атаман сразу понял, кто был инициатором покушения. «У моего убитого водителя врагов не было. Слежку, прослушку мобильных телефонов и нападение мог организовать в Анапе только Зиринов, имевший связи в правоохранительных органах», — сказал казак на суде. Через некоторое время Нестеренко связался с Зириновым и назначил ему встречу в кафе. «Я хотел посмотреть ему в глаза», — рассказал свидетель. По его словам, явившийся на встречу Зиринов отрицал причастность к покушению на атамана и спросил о причине неприязненного отношения к себе. «Ты захватываешь земли, не спросив мнение анапчан», — пояснил атаман Нестеренко.
«Решало» и решения
Ранее EADaily сообщало, что своему восхождению теневой хозяин Анапы был обязан анапскому юристу Александру Корчагину, более известному в Анапе под кличкой «Решала» (от слова «решать»). Корчагин в 90-х годах был личным присяжным поверенным у преступного авторитета Николая Испиряна — родного дяди Зиринова, «смотрящего» по Анапе. После убийства Испиряна и его жены, произошедшего в 1997 году, имущественные активы Испиряна с благословения «вора в законе» Аслана Усояна перешли к племяннику «смотрящего» Сергею Зиринову и Александру Корчагину. Благодаря «воровскому благословению», мало кому известный юрист Корчагин сначала стал председателем Анапского районного суда, потом — заместителем председателя Краснодарского краевого суда, а с 2007 по 2013 год возглавлял Ставропольский краевой суд.
С помощью «Решалы» Сергей Зиринов расширял свою сферу влияния. Степень влияния на Кубани, как и в Крыму, измеряется в гектарах земли, которыми владеет человек. В отличие от нашумевшей на всю Россию семьи Цапок, которая получала землю путем шантажа и запугиваний, Зиринов получал землю вполне «законно»: по судебным решениям, которые ему устраивал Александр Корчагин. На скамье подсудимых вместе с Зириновым сидит Евгений Александрович, который был подчиненным Корчагина сначала в Краснодаре, а затем в Ставрополе.
Материалы дела «анапской Кущевки» и показания подсудимых и свидетелей говорят, что суды часто отписывали активы Зиринову и его людям с нарушением законов. Об этом, в частности, свидетельствуют постановления судов. Например, по решению судьи Виктории Грошковой в сентябре 2012 года семье Галциди, родственникам Зиринова, был передан земельный участок площадью 1,2 га в микрорайоне Алексеевский, предназначенный для строительства школы и детского сада.
Кроме того, после ареста Зиринова были отменены договоры аренды на земельные участки в природоохранной зоне общей площадью 1,6 га (рыночная стоимость до 30 млн рублей). Также суд отменил договоры аренды на два участка площадью 3 200 кв. м (кадастровая стоимость 17 млн рублей) и 12 800 кв. м (81,5 млн рублей), оформленных на Арсена Тильгерова и Эдуарда Паладьяна — партнеров Зиринова, которые проходят по делу как подсудимые. В списке не отчужденных у Зиринова активов остаются пока два гектара земли в центральной части Анапы. В декабре 2008 года судья Сергей Кашкаров принял решение об отчуждении этой земли из муниципальной собственности и продаже ее господину Слакве — доверенному лицу Зиринова. Кадастровая стоимость земельного объекта составила 112 миллионов рублей, а продажная — более 700 миллионов рублей. Тот же судья Кашкаров в марте 2009 года постановил выделить Зиринову территорию анапского яхт-клуба за 2,5 млн. рублей. «Это 1,3 га в центре Анапы с причальными сооружениями и пляжем, одна лишь кадастровая стоимость участка составляет 473 млн. рублей, а рыночную подсчитать почти невозможно из-за уникальности объекта», — пишут СМИ Краснодарского края. До отчуждения из государственной собственности яхт-клуб являлся базой подготовки спортсменов водных видов спорта, «благодаря» же решению суда он был перепрофилирован под фешенебельный пляж-отель «Золотая бухта».
После ареста Зиринова в марте 2013 года, судебные инстанции пытались вернуть незаконно отчужденную собственность в законные руки. В августе 2013 года городской суд Анапы постановил вернуть в городскую собственность два гектара земли, которую судья Кашкаров в декабре 2008 года передал с нарушением закона сообщнику Зиринова Слакве. Но в 2014 году решение суда Анапы было обжаловано оставшимися на свободе подельниками Зиринова в Верховном суде РФ. Та же самая участь постигла два гектара земли в водоохраной зоне, которые в апреле 2011 года судья Анапского суда Борис Михин выключил из муниципальной собственности в пользу Зиринова, а тот приобрел эту землю за 400 тысяч рублей. Для такого актива сумма издевательская. Кадастровая стоимость «водоохранных» гектаров — 90 миллионов рублей, рыночная — более 200 миллионов. После ареста Зиринова администрация Анапы инициировала по поводу «водоохранных» земель судебные разбирательства, однако при повторном рассмотрении дела в марте 2014 года судья Михин признал свое решение законным. В результате 2 гектара в водоохранной зоне Анапы были переданы под коммерческое жилищное строительство.
Дела судебные и родственные
Поразительную живучесть «анапской Кущевки» местные источники связывают опять же с личностью Корчагина. После своего перехода в Краснодарский краевой суд «Решала» оставил в Анапском суде своих людей — Сергея Шевченко, Бориса Михина и Викторию Грошкову. Шевченко работал председателем суда до 2006 года, после чего ушел в Ставропольский краевой суд. Грошкова и Михин работают в Анапском суде до сих пор. В Анапе поговаривают, что нынешний председатель горсуда Андрей Фомин — также ставленник «анапской Кущевки». До своего назначения он был прокурором в Новороссийске. В 2004 году в Новороссийске был убит местный предприниматель Салман Набиев. Дело об убийстве Набиева «чудесным образом» развалилось, а вскоре прокурор Новороссийска Фомин, который курировал расследование убийства Набиева, переехал в Анапу, где продолжил делать карьеру в городском суде. Следствие считает, что заказчиком убийства Набиева был Сергей Зиринов. Этот недавно обнародованный факт заставил жителей Анапы связать развалившееся дело об убийстве Набиева и неожиданную анапскую карьеру бывшего новороссийского прокурора Фомина в одно целое.
Вызывают интерес и родственные связи господина Корчагина. По сведениям анапских источников, отец жены Корчагина — бывший ответственный секретарь Краснодарского крайкома КПСС по фамилии Стародубцев. Этот Стародубцев, как говорят на Кубани, еще с конца перестройки заручился хорошими отношениями с набиравшими тогда силу этническими преступными группировками и сросся с ними по родственной линии. Одну свою дочь он отдал за Александра Корчагина — присяжного поверенного анапского «смотрящего» Николая Испиряна, другая дочь стала женой родственника «вора в законе» Зураба Адамия, по кличке «Зураб Глухой».
Сыновья своячницы Корчагина от брака с Адамия потом пошли по правоохранительной части и стали работать вместе со своим дядей Корчагиным. Чтобы карьера шла более гладко, они изменили фамилию Адамия на Стародубцевых и поменяли имена, став из Теймураза и Эльгуджи — Тимуром и Геннадием. Тимур и Геннадий Стародубцевы до ареста Сергея Зиринова работали заместителями прокурора Прикубанского и Центрального округов города Краснодар. Примечательно, как оба брата покинули свои должности: когда СКР после ареста Зиринова отправил братьям- прокурорам повестки в суд по делу «анапской Кущевки», оба брата оставили на рабочих столах служебные удостоверения и заявления об увольнении, а сами покинули Россию. В крае говорят, что оба брата скрываются в Грузии. Их дядя Александр Корчагин выжидал расследование дела «анапской Кущевки» на должности председателя Ставропольского краевого суда, а 25 октября 2013 года уволился, оставив своим преемником Сергея Шевченко — своего давнего протеже по анапским делам. В данный момент анапский «решала» работает в аппарате полпреда президента РФ в СКФО, входит в действующий при полпреде Сергее Меликове совет по приводействию коррупции на Северном Кавказе.
Партнеры и покровители Сергея Зиринова обеспечивают ему и информационную поддержку — от сообществ в соцсетях до материалов в масс-медиа. В ряде публикаций некоторые местные и федеральные СМИ даже пытаются представить «крестным отцом» Анапы не Зиринова, а ключевого свидетеля обвинения — заместителя атамана местного казачьего общества Николая Нестеренко, а причиной расследования объявляют «попытки рейдерского захвата со стороны ФСБ».