Торговые разногласия США и Китая могут привести к резкому росту цен на потребительские товары, что станет дополнительным налогом для американских граждан. Насколько реалистичны угрозы Дональда Трампа о «тарифной войне» с Китаем, как это ударит по американским потребителям и производителям и чем может ответить КНР, разбиралась «Газета.Ru».
Жесткие высказывания избранного президента США Дональда Трампа в отношении Китая заставляют представителей бизнес-сообщества нервничать и обсуждать эффект потенциальной торговой войны между двумя крупнейшими экономиками мира.
Многие инвесторы приветствуют возможное сокращение налогов и увеличение расходов на инфраструктуру, что может разогнать экономику США, однако они игнорируют то, какой объем власти окажется в руках Трампа, отмечает CBS News.
Индекс покупательской уверенности демонстрирует, что и обычные потребители не осознают того, что последствием торговых разногласий с КНР может стать существенное повышение цен на целые категории товаров — от бытовой электроники до одежды.
Серия высказываний Трампа в Twitter, в которых он заявил о желании ввести заградительные тарифы и назвал Китай «валютным манипулятором», только усилили опасения инвесторов, равно как и неожиданные телефонные переговоры с президентом Тайваня — провокационный с точки зрения Китая поступок.
«Финансовый рынок замер в радостном ожидании внедрения реформ, направленных на стимуляцию роста, и при этом недооценивает потенциальный вред от торговой политики. Чтобы создать неприятности для американских потребителей и компаний, работающих за рубежом, даже не нужна полноценная торговая война — хватит и нескольких ограничений», — предупреждает Дайан Суонк, главный экономист DS Economics.
Суонк надеется, что никто не будет принимать решения «на горячую голову» и что США с Китаем смогут оставить введение дополнительных тарифов и повышение существующих «всего лишь словами». В противном случае в невыгодном положении окажутся в первую очередь потребители: вырастет стоимость товаров, удар ощутят и американские фермеры, экспортирующие в КНР кукурузу и пшеницу.
«Это просто может запустить опасный эффект домино со множеством непредсказуемых последствий, — предупреждает Суонк. — Ваши намерения могут быть благими, но ситуация может стремительно выйти из-под контроля и навредить потребителям и экономике в целом».
«Если США не снизят уровень враждебности, у Китая найдется немало способов навредить американской экономике, даже если в конечном итоге его экономическая позиция станет хуже, чем у соперника. Сейчас Китай полагается на спрос в Соединенных Штатах куда больше, чем на все остальное», — говорит главный экономист по азиатскому региону в Capital Economics Марк Уильямс.
Если США наложат тарифы на товары китайского производства, например мобильные телефоны или ноутбуки, это по сути станет дополнительным налогом для американских потребителей, так как Китай обеспечивает около 70% мирового производства в этой области.
Если же Китай после этого пойдет на установление «равноценных» тарифов, пострадает американская автомобильная и авиационная промышленность.
Например, КНР может пойти на эскалацию территориального конфликта в Южно-Китайском море и заключать эксклюзивные договоры на поставку военного оборудования со странами Тихоокеанского региона (сотрудничать с которыми Трамп отказывается, заявляя о необходимости выхода США из Транстихоокеанского партнерства).
Кроме того, для ослабления импорта Китай может использовать и нетарифные меры, в частности, усложняя правила вывода капитала из страны (что в последнее время и происходит, правда, для китайских компаний). Ужесточение правил может быть связано и с ослаблением юаня, чему поспособствует реализация плана Трампа.
Тем не менее эксперты оценивают вероятность практического внедрения заградительных тарифов как достаточно низкую, так как, несмотря на контроль Республиканской партии над парламентом США, единого мнения по поводу торгового конфликта с Китаем внутри самой партии нет.
Некоторые конгрессмены-республиканцы даже публично заявляют о необходимости отказаться как от нее, так и от предложений Трампа по вложению $1 трлн в инфраструктуру. «Партия не была единой до выборов и осталась таковой. Об этом часто забывают», — говорит Дайан Суонк. В то же время крепкие торговые отношения между США и Китаем выгодны обеим странам, и вряд ли популизм сможет одержать верх над рациональностью, считает экономист.
«Многие из голосовавших за Трампа поддерживают лозунг о том, что китайцы крадут работу у американцев», — отмечает главный экономист High Frequency Economic Карл Вайнберг.
«Однако на самом деле Китай приносит пользу американским потребителям, потому что он производит товары, которые не хотят производить американские компании. Если Дональд Трамп на самом деле сможет наложить дополнительные тарифы на 45% китайских товаров, это коснется всех крупнейших американских сетей — Walmart, Costco, Dollar General и других. Цены везде поползут вверх, вряд ли покупатели будут этим довольны — даже если они голосовали за Трампа. При этом такие действия все равно не помогут им найти более высокооплачиваемую работу», — поясняет Вайнберг.
В Китае во введение тарифов пока не верят. Так, основатель онлайн-ритейлера JD.com (второго по размерам после Alibaba) Ричард Лью заявил, что его не беспокоит перспектива торговой войны.
«Я верю, что сотрудничество более выгодно обеим сторонам. Кроме того, JD.com специализируется в основном на продаже американских товаров в Китае, а не наоборот. Однако мы живем в «большой деревне», и, конечно, все, что происходит в США, влияет на Китай и наоборот. Но технологии не остановить никакими тарифами», — заявил Лью в интервью CNBC.
Примечательно, что во время поездки в США для общения с руководителями стартапов в Кремниевой долине Лью не захотел встретиться с Дональдом Трампом и обсудить экономические проблемы двух стран. «В другой раз. Уверен, у меня будет немало возможностей», — сказал Лью.