Глеб Столяров
НИЖНИЙ НОВГОРОД/МОСКВА (Рейтер) — Санкции США, введенные против Группы ГАЗ, могут обернуться прекращением поставок комплектующих и отпугнуть европейских и американских поставщиков и партнеров, сказали Рейтер два источника, знакомые с ситуацией.
Минфин США 6 апреля ввел санкции в отношении 24 крупнейших российских бизнесменов и чиновников, а также 14 компаний, за «злонамеренные действия» властей РФ по всему миру, включая вмешательство в американские президентские выборы 2016 года — обвинения, которые Москва отвергает.
ГАЗ и его совладелец, миллиардер Олег Дерипаска, оказались в санкционном списке. Расположенный в Нижнем Новгороде ГАЗ обеспечивает работой более 40.00 человек, и на его долю приходится около 15 процентов местной экономики.
Компания, конкурирующая с совместным предприятием Ford Motor Co (NYSE:F). и российской Соллерс (MCX:SVAV), продала в прошлом году 58.617 легких коммерческих автомобилей (LCV). Большинство продаж пришлись на Россию и другие страны бывшего СССР.
Однако два источника, знакомых с ситуацией на заводе, сказали Рейтер, что поставки иностранных комплектующих и контракты с ведущими западными автопроизводителями, включая совместное предприятие с немецким Volkswagen могут пострадать из-за опасений перед сотрудничеством с подсанкционной компанией.
«Положение достаточно сложное… Все валютные операции под вопросом, все контакты с партнерами, которые так или иначе связаны с США, также производство Volkswagen и Skoda под вопросом», — сказал один источник.
Рыночная капитализация ГАЗа с 6 апреля сократилась на треть, или на $360 миллионов, хотя и не так значительно, как у других компаний Дерипаски, таких, как алюминиевый гигант Русал (MCX:RUALRDR), акции которого потеряли почти 60 процентов стоимости.
«Мы находимся в постоянном и конструктивном диалоге с нашими партнерами и работаем над решением текущих задач», — написала представитель ГАЗа в ответ на вопросы Рейтер.
СОВМЕСТНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
В 2011 году Volkswagen договорился о контрактной сборке автомобилей Volkswagen и Skoda на заводе в Нижнем Новгороде. На этих мощностях стоимостью 300 миллионов евро, в которые инвестировал в том числе немецкий партнер, ГАЗ уже выпустил для Volkswagen около 200.000 автомобилей. Сборочный контракт действует до 2025 года.
Источник, знакомый с ситуацией, сказал, что руководство Volkswagen после введения санкций срочно запросило встречу с менеджментом ГАЗа, но результатов ее он не знает.
В декабре прошлого года источники говорили Рейтер, что Volkswagen ведет переговоры о покупке доли в Группе ГАЗ. Помешают ли санкции переговорам, неизвестно, но Volkswagen сообщал, что озабочен возможным влиянием санкций на совместный бизнес с ГАЗом.
Представитель Volkswagen в России отказалсь от комментариев.
По аналогичному контракту ГАЗ собирает на своей площадке автомобили Mercedes Sprinter для немецкого Daimler.
«Мы изучаем возможный эффект от новых санкций США на наш бизнес», — сообщила в ответ на запрос Рейтер представитель Daimler, отказавшись от дальнейших комментариев.
«ОЦЕНИВАЮТ СИТУАЦИЮ»
ГАЗ выпускает самый массовый российский легкий коммерческий автомобиль «Газель» с середины 90-х годов, и по собственной оценке занимает 50-процентную долю на российском рынке LCV и около 70 процентов рынка среднетоннажных грузовиков.
Производство ГАЗа не сильно зависит от импортных комплектующих, однако у него есть европейские поставщики — немецкие, австрийские, чешские, а также из других стран, сказал один из источников.
По его словам, менеджмент ГАЗа опасается, что конвейер предприятия может остановиться в июне из-за перебоев в импортных поставках.
«Там идет давление», — сказал источник об иностранных поставщиках.
Комплектующие для ГАЗа также поставляют российские заводы глобальных компаний, для которых компания — один из клиентов.
Например, ГАЗ — один из покупателей лакокрасочных материалов российской «дочки» немецкого концерна BASF компании БАСФ Восток, которая также поставляет краски для Автоваза (MCX:AVAZ), Ford-Sollers, российских заводов Volkswagen, Nissan, Renault.
Представитель БАСФ Восток ответил в комментарии Рейтер, что компания следит за развитием ситуации с санкциями.
Некоторые комплектующие и материалы поставляют американские компании или их непосредственные партнеры. Например, часть «Газелей» оснащается двигателями американской Cummins (NYSE:CMI), выпущенными на заводе в Китае.
«Обе стороны оценивают ситуацию», — сообщила представитель Cummins в ответ на просьбу Рейтер прокомментировать ситуацию с ГАЗом и отказалась сообщить подробности сотрудничества.
«ГАЗ — ЗА ВАС!»
Владелец ГАЗа Дерипаска приезжал в Нижний Новгород через несколько дней после введения санкций и общался с руководством завода, сказали Рейтер оба источника и несколько работников ГАЗа.
«Есть надежда на то, что поддержка (от государства) будет оказана», — сказал один источник.
Российские чиновники обещали поддержку компаниям, попавшим в санкционный список, хотя конкретные меры пока не предложены.
Санкции пока не встревожили рабочих Группы ГАЗ, с которыми поговорил корреспондент Рейтер.
«Все работает, может быть, через месяц почувствуем (влияние санкций), а пока все у нас в порядке», — сказал 48-летний сотрудник ГАЗа Михаил на выходе из проходной завода в понедельник.
Президент РФ Владимир Путин, избранный на четвертый срок 18 марта, объявил о своем выдвижении в Нижнем Новгороде на встрече с рабочими ГАЗа, которые пообещали ему поддержку и стали скандировать «ГАЗ — за вас!».
«Работаем, все нормально у нас, стабильно, видите, люди идут довольные с завода», — сказал другой сотрудник ГАЗа, который отказался назвать свое имя.
(При участии Натальи Чумаковой и Полины Девитт. Редактор Дмитрий Антонов)
sponsoredArticle = ‘div-gpt-ad-1468740511823-1’;