По данным Financial Times, в 2016 году инвестбанки сократили 12 тысяч работников. Во втором полугодии 2017-го начался обратный процесс. Credit Suisse, UBS, Deutsche Bank и Barclays наняли 5,5 тысячи человек.
<!—
—>
А на российском банковском рынке продолжаются сокращения персонала, и этому не видно конца. За четыре года число отделений банков сократилось с 24,5 до 18,6 тысячи, других внутренних структурных подразделений — с 18,8 тысячи до 13,8 тысячи. В первую очередь это происходит из-за роста популярности дистанционного банковского обслуживания, «чистки» рынка от недобросовестных и нежизнеспособных участников, а также из-за реорганизации бизнес-процессов внутри банков. Общей тенденцией стала централизация функций, которые можно выполнять удаленно (колл-центры, кадровое делопроизводство, часть бухгалтерии), и вынесение их в города, где есть хорошие вузы, а стоимость рабочей силы ниже, чем в Москве.
Таким образом, банки сокращают общую численность персонала, существенно экономят на фонде оплаты труда оставшихся работников и заодно помогают молодежи найти неплохую работу в своем городе.
В 2013 году в ЦБ работали 63,5 тысячи человек, к концу 2019 года их останется 43 тысячи
<!—
—>
По такому же пути идет Банк России. С одной стороны, он консолидирует надзор в центральном аппарате, с другой — уже создал хаб по борьбе с финансовыми мошенниками в Краснодаре, хаб по обработке отчетности некредитных финансовых организаций в Твери, хаб по работе с жалобами потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров. И, как недавно рассказывал зампред регулятора Руслан Вестеровский, планирует перенести в Уфу кадровое администрирование всех своих подразделений. На примере Банка России можно оценить темпы сокращений работников финансовых рынков: численность сотрудников регулятора в 2013 году составляла 63,5 тысячи человек, к концу 2019 года ее планируется довести до 43 тысяч.
Внедрение удаленной идентификации клиентов банков, которое начнется в этом году, и планируемое создание маркетплейсов банковских услуг только усилят тенденции по сокращению «традиционных» банковских работников и усилению в банках IT-подразделений. Уже сейчас, например, на фоне избытка операционистов на банковском рынке ощущается дефицит специалистов по информационной безопасности.
Как подтвердил «РГ» гендиректор сервиса для поиска работы и сотрудников Rabota.ru Александр Ветерков, в банковском сегменте России происходят сокращения таких категорий сотрудников, как операционисты, бухгалтеры низшей квалификации, операторы колл-центров.
100 тысяч рублей на такую зарплату претендует каждый второй соискатель в банковской сфере
<!—
—>
В среднем сейчас в банковской сфере на одну вакансию приходится порядка десяти кандидатов, причем зарплатные ожидания каждого второго соискателя более 100 000 рублей. А в 80 процентах случаев работодатели не готовы платить такие деньги и предлагают более низкие зарплаты. С другой стороны, многие банки пытаются уйти в финтех-проекты, в том числе связанные с блокчейном и криптовалютами. Поэтому сейчас в данном сегменте высокая востребованность на IT-специалистов, аналитиков, PR-менеджеров, маркетологов, дизайнеров интерфейсов. Для таких специалистов предлагаются высокие зарплаты и дополнительные бонусы.
По словам проректора Академии труда и соцотношений Александра Сафонова, кадровое оживление в инвестбанках Европы связано с экономическим ростом ряда стран Европы и Азии, а также с профицитом ликвидности. В России несколько иная ситуация. Во-первых, здесь не так много именно инвестбанков. Во-вторых, потенциальные инвесторы часто стараются прибегать к услугам иностранных кредитных организаций.