Как свидетельствуют данные, имеющиеся в распоряжении «Газеты.Ru», за время кризиса пятая часть застройщиков ушла с рынка. Себестоимость строительства выросла практически вдвое, а доходы населения упали. Единственной возможностью удержаться на плаву в такой ситуации для многих становится участие в госконтрактах.
Рынок недвижимости за время кризиса значительно ужался. Согласно статистике, подготовленной для «Газеты.Ru» базой данных Kartoteka.ru, с 2014 года была ликвидирована каждая пятая компания со специализацией «строительство» и каждая шестая со специализацией «недвижимость» (данные на конец первого квартала 2016 года). Всего в России ликвидировано более 98 тыс. строительных компаний, 22,4 тыс. из которых были зарегистрированы в Москве. Также с рынка ушли 56,9 тыс. компаний с основной специализацией «операции с недвижимостью».
Как отмечает Олеся Дзюба, глава департамента аналитика CBRE, подобное сокращение — типичное явление для кризиса.
«Всегда были и будут компании, которые себя плохо чувствовали, в кризис их становится больше. В тучные времена все строили как попало и где попало, любой объект поглощался рынком. Но сейчас это уже не работает. Надо тщательно просчитывать экономику проекта, выход из проекта», — объясняет она.
Председатель Российского профсоюза работников строительных специальностей и сервисных организаций Владимир Шапошников также отметил, что на сегодняшний момент значительно уменьшилось количество стройплощадок.
«Действительно количество строек сократилось, многие объекты заморожены, но поскольку там в основном работал контингент из иностранных граждан, на российских рабочих это практически не повлияло», — уточнил он.
По мнению Алексея Петропольского, владельца компаний «Агентство.net» и URVISTA, спад будет продолжаться.
«Потребительская способность упала, продажи встали. При этом себестоимость строительства в рублях выросла практически вдвое — многое приходится завозить из-за границы вплоть до алюминиевых труб», — отмечает Петропольский.
Прежде всего кризис ударил по компаниям, работающим в сегменте жилой недвижимости.
«В основном страдают компании, которые сидели на госконтрактах, наиболее яркий пример — СУ-155. Как только поток бюджетных денег сокращается, строить становится не на что и все сыпется, поскольку профессионально наладить работу по коммерческим схемам эти компании не смогли», — говорит он.
В то же время Петропольский считает, что именно госзаказы все еще держат значительную часть рынка на плаву.
«Вымыло практически все мелкие и средние компании, которые самостоятельно занимались продажами. Остались только те, кто осваивает бюджетные деньги, участвует в госпроектах. Там тоже есть проблемы, бывают отсрочки платежа. Но все равно те, кто имеет возможность участвовать в таких проектах, может хоть как-то зарабатывать, а остальные компании среднего уровня исчезают», — описывает картину юрист.
Стоит отметить, что на большинстве компаний, работающих на рынке недвижимости, висят кредиты, в том числе и в валюте, отдавать которые становится все сложнее. В такой ситуации многое зависит от позиции банка-кредитора.
«Зависит от позиции банков, обычно с ними можно договориться. Но есть и те, кто не идет на контакт и просто забирает проекты, например Альфа-банк», — говорит Дзюба.
Как уточнил Максим Морозов, управляющий партнер девелоперской компании M9 Development, некоторые компании были ликвидированы, чтобы уйти от долгов.
«Полагаю, что если присмотреться к многочисленным вновь созданным компаниям, то не все из них будут абсолютно новыми: наверняка старые компании в 2014 и 2015 годах были ликвидированы для того, чтобы погасить долги или уйти от долгов, и вновь были созданы на следующий год», — говорит он.
Как отмечают эксперты, рынок жилья рос прежде всего за счет ипотеки.
«Рынок рос за счет тех, кто приезжал и в ипотеку брал квартиры, 90% продаж были ипотечные, сейчас зарплат не хватает на ипотеку, поэтому уже не покупают», — отмечает Петропольский.
Неудивительно, что многие предприниматели с надеждой ждут субсидирования ипотеки на вторичном рынке.
«Такая законодательная инициатива действительно может поддержать строительный и риелторский бизнес и обеспечить рост рынка на уровень 4–6% в год», — говорит Морозов.
Петропольский, впрочем, напомнил, что все нынешние проблемы застройщиков и риелторов упираются в тот факт, что покупательная способность падает, а себестоимость строительства растет.
«Любой застройщик понимает, что если он сейчас построит дом, то продать не сможет. Поэтому все пытаются всеми силами продать, что уже построили, предлагают различные скидки и бонусы. Государство пытается помочь через субсидирование ипотеки, но что тут сделаешь, если у людей нет денег?» — вопрошает Петропольский. По его мнению, пока зарплаты не вырастут вдвое, чтобы догнать удорожание строительства, оживления ждать не стоит.