Прошлый год был очень удачный, прибыль хорошая, сообщил Герман Греф. По российским стандартам — 860 миллиардов рублей чистой прибыли, по международным стандартам итоги подводятся чуть позже. За январь 2020 года чистая прибыль составила уже 80 миллиардов рублей. Это результат большой работы с сокращением издержек и внедрением новых технологий, пояснил глава Сбербанка.
«Год к году — тоже увеличение, да?» — спросил президент. Собеседник назвал цифру — 14 процентов. «И это при том, что сегодня кредитный портфель юридических лиц либо не растет, либо растет совсем мало», — добавил он. С учетом курса рубля упал примерно на полтора процента. А вот по физическим лицам портфель растет хорошо — за прошлый год на 18,5 процента. «Мы очень много вкладываем сейчас усилий в создание новых сервисов для юридических лиц», — рассказал Греф.
<!—
—>
За прошлый год удалось улучшить качество активов, ситуацию с просроченным долгом и уменьшить стоимость риска. На три миллиона за прошлый год увеличилось количество клиентов — физических лиц. Причем каждый второй молодой человек — клиент Сбербанка. «Это очень серьезный сдвиг, потому что раньше мы были банком для несколько более взрослого поколения, сейчас к нам приходит молодежь», — пояснил докладчик.
Греф рассказал про «кредитную фабрику»: в прошлом году стали выдавать кредиты юридическим лицам по стандартным продуктам за семь минут. «Это огромный прорыв, потому что раньше на это уходили месяцы», — заметил он. Сейчас около 20 процентов кредитов для среднего и малого бизнеса выдаются в автоматическом режиме за семь минут. «Мы хотим довести эту долю примерно до 80-90 процентов, и в целом до 2023 года, мы считаем, что будет 100 процентов», — объявил глава Сбербанка. Уже 98 процентов граждан получают кредиты на основе автоматических решений и 70 процентов — та цифра, к которой банк стремится по юридическим лицам. «30 процентов сделок останутся сложными, где все равно участие человека потребуется», — считает Греф. Предприниматели, кстати, уже сейчас могут в приложении выбирать срок кредита — и не нужно никуда ходить, стоять в очередях, общаться с банкирами. В крайнем случае, есть видеочат.
«Мы закончили делать нашу платформу, и наша платформа получилась очень качественная. Мы считаем, что по качеству она не уступает самым современным платформам, которые сегодня есть у компаний Microsoft, Google, Amazon или Alibaba», — также сообщил Греф. «Создали дочернюю компанию СберКлауд, которая сегодня способна предоставлять свои услуги в нашем «облаке», с нашей киберзащитой и с полностью нашей платформой практически неограниченному количеству клиентов», — сказал он.
<!—
—>
Создано совместное предприятие с городом Москвой, и уже первый сервис — выдача охотничьего билета — был опробован на новой платформе. При этом все сервисы, сделанные для Москвы, будут бесплатны для других регионов. «Выдача охотничьих билетов не входит в прямые функциональные обязанности банковского учреждения», — заметил президент. На что Греф пояснил, что билеты банк не выдает, а предоставляет «весь инструмент» для правительства Москвы. Есть совместное предприятие — это владелец московского «облака». «Наша задача — технологическая и методологическая: мы помогаем сотрудникам мэрии, кто занимается этим, построить соответствующий процесс», — сказал он.
Это суперсовременная платформа, второй такой в стране нет, заверил глава Сбербанка. И она экономит огромное количество миллиардов и лет. На ее базе в 15 учебных заведениях уже пилотируется школьная платформа, решено создать ее и для вузов, и — вероятно — для медицинских учреждений. «То есть это такой фундамент, на котором можно построить все что угодно. При этом, конечно, мы не будем создавать сами сервисы для медицины, для здравоохранения и так далее. Наша часть — инженерная, мы будем обеспечивать «облако», мы будем обеспечивать все инструменты и методологическую поддержку. Все остальное они будут делать сами с помощью наших инженеров», — уточнил докладчик.
<!—
—>
«Я так понимаю, что то, что вам предлагали делать ваши иностранные партнеры, вы фактически сделали самостоятельно», — оценил президент. «Это результат шестилетних инвестиций. У нас 23 тысячи инженеров работали над созданием платформы», — заметил собеседник. Нельзя позволить, чтобы из-за геополитических рисков «нас отключили от сервисов», пояснил он. Новая платформа гибкая, более надежная и позволяет создавать сервисы в течение двух недель. Причем микросервисная платформа не связана между собой, и если один сервис отказывает, то вся остальная платформа абсолютно независима.
«Мы сейчас ведем тестирование вместе с правительством, потому что для правительства характерны все те же самые признаки, что для банковского бизнеса: надежность, защита данных, цена и скорость создания сервисов, — пояснил Греф. — В этом смысле мы только фундамент для строительства любого здания. И фундамент этот готов, он российский, он очень современный». «Мы создали фабрику подготовки людей, которые работают на этой платформе», — также добавил он. «Это, конечно, суперсовременная фабрика», — оценил глава Сбербанка.