Прием был такой: при выдаче кредита организации заставляют граждан подписывать дополнительное соглашение, в котором люди фактически разрешают коллекторам выходить за рамки правил.
<!—
—>
Дословно спорный пункт звучит так: представители микрофинансовой организации и ее коллекторы «вправе взаимодействовать с заемщиком с частотой, достаточной для исполнения обязательств по договору». А достаточность или недостаточность должен определять кредитор.
Первыми на этой уловке попались микрофинансовые организации. Но есть информация, что опытом заинтересовались и обычные банки. По мнению финансистов, благодаря такому пункту закон больше не связывает руки коллекторов. Когда ряд должников просрочили выплаты, коллекторы стали донимать их звонками — по несколько раз в день. Причем звонили и должнику, и его знакомым. А это прямо запрещено законом. Но коллекторы показывали на пункты кредитного договора, мол, должник дал добро, а значит вопросов к ним быть не может.
В правовом сообществе возник жаркий спор: вправе или нет банкиры и микрофинансовые организации так поступать?
Да, по закону должник и кредитор вправе заключить дополнительное соглашение, в котором прописать частоту общения, и должник вправе разрешить банкирам и их представителям звонить чаще.
Суды признали незаконным условия кредитного договора, разрешающие коллекторам звонить чаще
Однако «должник» здесь ключевое слово. Человек, который берет кредит, еще не является должником — он даже еще не взял деньги.
<!—
—>
И уж тем более он не является неплательщиком. Ни одной просрочки он не допустил. Поэтому когда должники, подписавшие соответствующие договоры, пришли жаловаться к судебным приставам, последние составили протоколы и направили материалы в суд. А суды встали на сторону судебных приставов.
«То есть практика заключения договора с целью обойти законодательство судом признана нелегитимной, — рассказывают в управлении Федеральной службы судебных приставов по Москве. — В связи с тем, что данная практика может распространиться на все кредитные и микрокредитные организации, в Центральный Банк Российской Федерации было направлено письмо с предложением высказать мнение по данным обстоятельствам и рассмотреть вопрос о пресечении подобных действий».
Кстати, в реестре Федеральной службы судебных приставов сейчас значится 180 коллекторских агентств.