Указание Банка России, позволяющее ему не включать в общебанковские списки всех клиентов-отказников, минюст зарегистрировал 25 февраля. Конкретные критерии операций высокого риска Банк России и Росфинмониторинг должны согласовать в ближайшее время, антиотмывочным законодательством такие операции не определены. Ранее, комментируя упомянутый документ, зампред Банка России Дмитрий Скобелкин говорил «Российской газете», что число клиентов, попадающих в списки, может сократиться на 40 процентов.
«Это позволит повысить эффективность механизма информационного обмена, сократить количество отказов по формальным основаниям и будет способствовать более конструктивному взаимодействию кредитных организаций и их клиентов», — отметил сейчас Скобелкин.
<!—
—>
Одновременно Банк России планирует на тех же основаниях провести «амнистию» клиентов, уже попавших в черные списки.
С середины 2017 года Банк России доводит до сведения всех кредитных организаций информацию о клиентах, которым в одном из банков было отказано в проведении операции, заключении договора банковского счета или с которыми такой договор был расторгнут по основаниям антиотмывочного законодательства. Эти данные Банк России зеркально транслирует из базы Росфинмониторинга, что зачастую ставит крест на дальнейшей деятельности организации, поскольку никакие банки не желают сотрудничать с «отказниками», отмечает специалист практики имущественных и обязательственных отношений НЮС «Амулекс» Виктория Соколова. Банк России неоднократно отмечал эту проблему и в трех методических рекомендациях, последние из которых выпущены совсем недавно, подчеркивал, что наличие клиента в черном списке должно быть лишь одним из факторов формирования риск-профиля клиента. Проблема стала системной, ее не решило введение процедур реабилитации, и ЦБ решил радикально сократить основания для попадания в черный список.
В Банке России не смогли оперативно ответить на вопрос о планируемых критериях высокорисковых операций. Старший юрист Forward Legal Григорий Нистратов предполагает, что к ним могут быть отнесены операции по снятию крупных сумм наличности в короткий промежуток времени; транзитные операции по перечислениям значительных сумм в короткие или регулярные промежутки времени без ясной бизнес-цели; крупные перечисления по договорам на оказание консалтинговых услуг между крупными компаниями и небольшими никому не известными фирмами или индивидуальными предпринимателями. В первую очередь речь может идти об операциях на сверхкрупные (на порядок больше, чем 600 тысяч рублей) суммы в короткие сроки, не имеющие очевидного экономического смысла, считает Соколова.