Как создавалась российская база Хмеймим в Сирии: рассказ замглавкома ВКС
Что везет «сирийский экспресс»
(function(w,doc) {
if (!w.__utlWdgt ) {
w.__utlWdgt = true;
var d = doc, s = d.createElement(‘script’), g = ‘getElementsByTagName’;
s.type = ‘text/javascript’; s.charset=’UTF-8′; s.async = true;
s.src = (‘https:’ == w.location.protocol ? ‘https’ : ‘http’) + ‘://w.uptolike.com/widgets/v1/uptolike.js’;
var h=d[g](‘body’)[0];
h.appendChild(s);
}})(window,document);
Бесперебойная и качественная работа российской авиации в ходе сирийской кампании в первую очередь стала возможной благодаря четким и слаженным действиям подразделений материально-технического обеспечения. О том, где и как готовят таких специалистов и как ими обеспечивалась поставка всего необходимого для жизни и работы нашей военной группировки в Сирии, рассказал «МК» заместитель главнокомандующего Воздушно-космическими силами по МТО генерал-майор Владимир Тришункин.
— Владимир Викторович, 23 февраля свое 90-летие отмечает Вольский военный институт, где готовят специалистов материального обеспечения. Расскажите об этом вузе.
— Вольский военный институт является единственным военным институтом Минобороны, который готовит специалистов продовольственного, вещевого обеспечения и обеспечения горюче-смазочными материалами для всех Вооруженных сил и входит в состав Военной академии материально-технического обеспечения. На его базе созданы специализированные факультеты по подготовке специалистов по различным тыловым направлениям: «Организация вещевого обеспечения», «Организация продовольственного обеспечения», «Организация обеспечения ГСМ» и «Организация объединенного обеспечения ВМФ». Начиная с сентября 2018 года в институте начнет работу очная докторантура.
— Какой конкурс при поступлении в институт? Какие факультеты пользуются наибольшей популярностью?
— В 2017 году конкурс в институт достигал 3 человека на 1 место. А среди девушек и того больше — до 10 человек на 1 место. Наибольшей популярностью пользуется факультет обеспечения горюче-смазочными материалами. Туда в соответствии с потребностями видов, родов войск и федеральных органов исполнительной власти идет 25 процентов от общего набора курсантов.
— Сказался ли сирийский опыт на подготовке специалистов МТО в профильных высших военных учебных заведениях?
— Опыт, полученный нашими войсками в САР, бесценен. Можно сказать, что для обновленных Вооруженных сил РФ это первая проверка на прочность. В 2010 году, после реформирования системы тылового обеспечения и создания абсолютно новой системы МТО, требования к подготовке офицерских кадров и специалистов существенно возросли. Были полностью изменены профессиональные образовательные программы, планы и учебно-методические комплексы. С чистого листа переработаны лекции, учебники и учебные пособия. Профессорско-преподавательский состав в кратчайшие сроки прошел переподготовку на курсах повышения квалификации. В служебных командировках в Сирии преподаватели могли оценить эффективность организации соответствующих видов МТО нашей группировки войск непосредственно на месте. Сирийский опыт используется и в ходе проведения военно-специальных игр со слушателями и курсантами вузов, а также при разработке выпускных квалификационных работ (магистерских диссертаций).
— Насколько сложно было организовать аэродромы и обеспечить технику и личный состав всем необходимым в условиях Сирии?
— Со времен афганской войны наши Вооруженные силы не принимали участия в столь масштабных операциях за пределами государства. Для создания российской группировки в Сирию в скрытном порядке за полтора месяца были переброшены личный состав с вооружением, военной и специальной техникой, запасами материальных средств, а также оборудование для создания необходимой инфраструктуры. В районах будущего базирования заблаговременно была создана группировка МТО, которая стала базовым элементом всей системы обеспечения нашей авиации. Нужно было учитывать условия, в которых мы решали эти задачи, — жаркий климат, низкая влажность воздуха, большая запыленность. Накладывала свой отпечаток и высокая интенсивность полетов, требующая круглосуточного применения техники и затрудняющая своевременное обслуживание и ремонт, для чего регулярно необходимо было доставлять значительные объемы комплектующих. В результате была создана и применяется по сей день самодостаточная, эффективная система обеспечения, включающая органы военного управления, складскую, промышленную и ремонтную базы как на территории России, так и в Сирии, а также вся необходимая инфраструктура для комфортного проживания людей.
— Как вам удалось обеспечить бесперебойное снабжение в условиях значительной удаленности авиабазы от поставщиков?
— В современной высокотехнологичной мобильной войне обеспечение имеет критически важное значение. Сбои в подвозе боеприпасов, горючего, запчастей и других необходимых средств неминуемо привели бы к срыву операции. При этом доля ежесуточно доставляемых материальных средств для одного военнослужащего в ходе ведения боевых действий в современном локальном конфликте составляет более 250 кг. В Первой мировой войне это было 6 кг, во Второй мировой — 20 кг. Нами была выстроена уникальная логистическая система, которая синхронизировала работу всех видов транспорта Вооруженных сил и коммерческих организаций. Не зря специалисты НАТО систему доставки материальных средств в Сирию назвали «сирийским экспрессом».
— Учитывался ли зарубежный опыт размещения войск в жарком климате?
— Мы изучали и наш опыт, и опыт стран НАТО. Так вот, войска НАТО в операции «Буря в пустыне» использовали палатки вместимостью более 100 человек. Это в условиях жары и чрезмерной скученности приводит к дискомфорту и к частым заболеваниям. Поэтому мы приняли решение впервые использовать для комфортного размещения личного состава блочно-модульные городки контейнерного типа. Все помещения оснащены системами кондиционирования, современной мебелью и оборудованием. Применение блочно-модульных конструкций использовалось также в оборудовании пунктов управления, классов, контрольно-пропускных пунктов.
— Какие новинки с учетом сирийского опыта могут появиться или уже появились в ВКС?
— Полученный в Сирии опыт постоянно обобщается и анализируется. Так, опыт размещения личного состава в модульных конструкциях уже реализован в войсках ПВО в России, где такие городки были построены на позициях подразделений зенитных, ракетных и радиотехнических войск ВКС. В ходе сирийской кампании использовались и новые образцы техники, которые, как показала практика, нуждаются в модернизации и усовершенствовании. Выявленные технологические недоработки были доведены до производителей, и в кратчайшие сроки будут приняты меры к их устранению.
— Российская авиабаза Хмеймим продолжит работу в Сирии на постоянной основе. Планируется ли провести ее реконструкцию?
— Главным командованием ВКС уже проводится работа по укрытию авиационной техники на аэродромах с использованием арочных железобетонных укрытий капитального типа. Их производство было прекращено в 1986 году. Теперь планируется строительство арочных железобетонных укрытий как на аэродромах России, так и за ее пределами.