МОСКВА, РИА Новости – 25 мая, Виктория Сальникова. На прошлой неделе в «Новой газете» была опубликована статья «Группы смерти», посвященная подростковым суицидам. В материале утверждалось, что «ВКонтакте» работают несколько групп, пропагандирующих самоубийства. Между тем, более десяти лет назад в прессе уже активно обсуждали подобные «клубы», существовавшие в виде форумов, отдельных сайтов и сообществ в «Живом Журнале». Многие из их участников действительно покончили с собой. Мы нашли бывшего члена такого сообщества, который рассказал о том, что его туда привело, и что заставило передумать расставаться с жизнью.
История повторяется
Максимальная активность «суицидальной тусовки», как ее окрестили в Сети, приходилась на начало нулевых. Тогда в Интернете, который еще не воспринимался правоохранительными органами всерьез, появилось множество ресурсов, посвященных самоубийству, самые крупные из них располагались на сайтах MySuicide, «Маленький чуланчик на заднем дворе», «Палата №6» и в ЖЖ-сообществе Suicide_ru. Одним из постоянных участников «кружка по интересам» был бывший студент Николай Никифоров, скрывавшийся под ником Бо Бенсон.
«У меня были проблемы в личной жизни, просаженные нервы после сдачи диплома и полгода мотаний поисков работы. Не вполне удачных. Было грустно и одиноко — я переосмысливал жизнь. Ну и решил посмотреть, как думают и чувствуют себя ребята, которые жить не хотят», — говорит он.
Николай, можно сказать, стоял у истоков движения – он активно общался с создательницей «Чуланчика» Алисой Исаевой и некоторыми известными в «тусовке» ребятами. Сейчас многие из них мертвы, однако их блоги и интернет-страницы существуют до сих пор.
«Этот сайт — попытка навести порядок в собственной голове, но ни в коем случае не в вашей. Хотя, я, конечно, буду рада, если здесь вы найдете что-то интересное и полезное для себя. Потому что это свойство человеческой натуры — радоваться, когда ты приносишь пользу. Смотрите. Пишите. Ройте. Имеет значение только то, что происходит в этот миг, все остальное – суета. Случайностей вообще нет, надо больше к себе прислушиваться и обращать внимание на всякие совпадения», — написала в заглавии своего сайта Алиса (авторские орфография и пунктуация сохранены, — прим.ред.).
На странице девушки, которая сейчас доступна лишь в виде интернет-архива, можно найти небольшую библиотеку с различной литературой – от произведений Ричарда Баха до манускриптов Елены Блаватской. В других разделах – анкета для определения степени душевной боли, статьи о проблеме суицида, список со способами самоубийства и форум.
«Аудитории тех сайтов — это обыкновенные люди, вроде нас с вами, разного возраста — от подросткового до совсем взрослого. Общее одно — острая душевная боль, вызванная травмирующими факторами в жизни. Большинство не смерти ищут, а друзей, любовь и дружбу».
«У каждого сайта была своя аудитория, хотя, бывало, они пересекались. У MySuicide аудитория была более взрослой и разумной. На Алисиной страничке — больше молодняк», — рассказал Николай.
«Клуб любителей смерти»
Пресса обратила внимание на сетевые клубы самоубийств лишь после того, как они вышли за пределы Интернета. Самый неоднозначный персонаж в этой истории – это настоятель храма святой Елисаветы Российской православной автономной церкви Вадим Лурье. Он посещал форумы о самоубийствах и активно общался с пользователями. В 2002 году Лурье открыл Центр по предотвращению самоубийств среди молодежи на съемной квартире в Санкт-Петербурге. В него он пригласил самых активных членов сообществ, среди которых была та самая Алиса Исаева, совсем юная Екатерина Черкова и другие. Именно они под руководством священника трудились над печально известным сайтом MySuicide.ru. Хотя направлением Центра была реабилитация молодых людей с суицидальными мыслями, среди его сотрудников не было медицинского персонала. Работники набирались в штат из числа пациентов. Уже через год – в 2003-м – в Центре произошло несколько самоубийств. Самым громким из них был двойной суицид 20-летней девушки Ольги и 26-летнего Евгения. Неделю перед роковым шагом ребята вели онлайн-трансляцию на форуме, во время которой рассказывали о своих планах.
После трагедии Центр Лурье продолжал работать. В 2004 году самоубийство совершили Екатерина Черкова и ее 19-летний подопечный. Это событие стало переломным в истории Центра. В «Московском Комсомольце» вышла разгромная статья «Любовники смерти». «Одни называют эту питерскую тусовку сектой. Другие, наоборот, считают ее наиважнейшей организацией, помогающей предотвращать самоубийства. Но, пожалуй, самое точное название — Клуб любителей смерти. Скорость самоистребления в клубе — шесть смертей за полгода!» – сообщалось в материале.
По официальным данным, за время работы Центра покончили с собой более десяти человек, но точное количество жертв определить сложно. В 2004 году Генеральная прокуратура РФ возбудила два уголовных дела по статье 110 УК РФ «Доведение до самоубийства», однако ни одно из них не дошло до суда.
Надежда есть
Николай считает, что между двумя историями о клубах самоубийств есть связь с одной лишь разницей – социальные сети нового поколения дают гораздо меньше возможностей обстоятельно обсудить свои проблемы и подумать над их решением.
«Соцсеть «ВКонтакте» — это сеть нового поколения. Поколения «лайков». Обратите внимание — это короткие фразы и картинки. В прошлом на порталах были вдумчивые и достаточно длинные тексты. Они наталкивали на размышления, предполагающие варианты. А короткие фразы, подающиеся постоянно в систему восприятия, вариантов особых не дают. Точно так же, как короткие поговорки. Истина — и не волнует. И вариант ответа — лайк, к сожалению. Я даже это слово не очень перевариваю, это какой-то молчаливый пережим кнопок, почти исключающий нормальный обмен данными, общение», — сказал он.
Сам Николай смог вовремя покинуть «смертельные» сообщества, а позже написал о них интернет-роман «Ангел и фляга». С некоторыми ребятами мужчина общается до сих пор.
«С одной прекрасной женщиной мне выпало счастье быть девять лет — она жива и здорова, я пришел к ней в тяжелую минуту жизни, так получилось, что оба подарили друг другу немного счастья. Но вообще, большинство предпочли забыть меня и этот период жизни вообще», — рассказал он.
По словам Николая, пережить сложный период ему помогло стремление быть полезным обществу: «Я видел для себя единственный вариант: быть полезным, работать над собой. Я работаю и учусь — точнее, заканчиваю обучение перед выходом на работу в профессиональной охране. Плюс, мое хобби переросло за рамки просто хобби — я говорю о писанине, публикациях и прочем медиа».
Еще одно его увлечение – это мотоциклы. Вместе с другом он разработал систему, которая позволяет незрячим людям управлять квадроциклом. Сейчас они мечтают сделать гонки для слепых паралимпийским видом спорта.
Интернет ни при чем
Современные «Клубы самоубийц», мнимые они или настоящие, — это наследники тех первых сообществ. Основными их участниками по-прежнему остаются подростки и студенты. Но виноват ли в самоубийствах интернет? Накануне в пресс-центре ИА «Национальная служба новостей» собрались ведущие специалисты – психиатры Анна Портнова и Борис Цыганков, интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев и Член Комитета Совета Федерации по социальной политике Елена Попова.
«Если есть спрос, то есть и предложение. Обвинять социальные сети – это как обвинять аптеки в том, что они продают суицидникам лекарства, хозяйственные магазины – веревки, а железная дорога предоставляет рельсы. Нужно смотреть, по каким причинам ребенок приходит в ту или иную группу «ВКонтакте», — считает Анна Портнова.
У детей, склонных к суициду, схожее социальное положение: они, как правило, растут в неполных семьях, у них нет доверительных отношений с родителями, а сверстники не принимают их в коллектив.
«Основные причины самоубийств – это какой-то кризис, как правило, межличностный, то есть сложности во взаимоотношениях с одноклассниками, с педагогом, с родителями», — добавляет Портнова.
В кризисные моменты дети, которые не могут найти поддержки у родителей, идут в интернет. «В Сети дети ищут людей, которые, может быть, больше их понимают, потому что у них такие же проблемы. Они присоединяются к движениям, думая, что это правильно, а потом их направляют в другое русло – в русло суицидальной активности», — рассказал заведующий кафедрой психиатрии, наркологии и психотерапии Московского городского медико-стоматологического университета имени А.И. Евдокимова Борис Цыганков.
Эксперты рекомендуют родителям следить за тем, какие страницы посещают их дети, и добавляться к ним в друзья во всех социальных сетях. Если ребенок разово публикует у себя на странице неоднозначные цитаты или изображения, паниковать рано, но к его поведению присмотреться стоит. Не стоит также недооценивать проблемы, с которыми сталкиваются дети. Первая любовь и расставание, оскорбления одноклассников, «двойка» по физике — взрослым людям эти неурядицы кажутся незначительными, но для ребенка они могут стать роковыми.
В России уже несколько лет действует детская бесплатная горячая линия, доступная по телефону: 8 800 200 01 22. На нее на условиях анонимности может позвонить любой подросток в кризисной ситуации или родитель, который переживает за состояние ребенка.