В министерстве экономики РТ считают, что оптимизм граждан связан прежде всего с тем, что информации о бонусах для самозанятых стало больше. К примеру, им открыли доступ к биржевой площадке и госконтрактам, чтобы они смогли участвовать и в госзакупках. Власти ведут переговоры о предоставлении товаров от этой категории граждан на ведущих торговых площадках страны. Компания Ozon уже открыла двери начинающим участникам рынка.
Банки-партнеры программы возвращают часть уплаченных налогов универсальными милями или в виде кешбэка рублями, кроме того, есть налоговый вычет, который дается один раз: сумму в размере 10 000 рублей государство выделяет каждому зарегистрировавшемуся авансом — для сокращения суммы налога. Это позволяет уменьшить налог с дохода от физлиц до 3 процентов, а с доходов от юрлиц — до 4 процентов.
Сами самозанятые жалуются, что им не хватает льготного кредитования. Сейчас на федеральном уровне обсуждается возможность приравнять статус самозанятых к статусу субъекта малого и среднего предпринимательства. В таком случае меры поддержки, которые есть в регионах для МСП, можно будет распространить и на эту категорию.
<!—
—>
Самая популярная сфера работы у самозанятых — такси. Многие крупные агрегаторы заманивали водителей тем, что получившим такой статус дадут приоритет в распределении заказов. Однако эта функция, по словам самих многих разочарованных таксистов, проработала чуть больше месяца. На втором месте — сдача жилья в аренду, и эта услуга стала особо популярной среди госслужащих, которые обязаны отчитываться о своих доходах, поскольку вместо 13 процентов налога теперь они могут платить только четыре. Ну, и замыкает тройку лидеров консультанты по различным вопросам. Среди самозанятых немало репетиторов, программистов, маркетологов. Есть даже несколько дрессировщиков и популярная татарстанская певица Алина Шарипжанова.
В легализованные бизнесмены идут даже несовершеннолетние. Алия Мингазова получила этот статус в 15 лет, хотя шить одежду начала двумя годами раньше.
— Тогда это было просто хобби, я обшивала свою семью и друзей. А потом появился мой проект, — говорит девушка.
Теперь основные ее клиенты — это люди, проживающие за пределами Татарстана, в том числе и за рубежом, поскольку она шьет современную одежду с татарской идентичностью.
— С такой категорией клиентов в статусе самозанятой гораздо проще работать, — говорит Алия Мингазова. — Да и неожиданные визиты налоговой никто не отменял. А тут я обезопасила себя от лишних проблем.
Ведущая корпоративов и тренер по навыкам владения аудиторией Лиля Ахметзянова призналась, что вступила в ряды самозанятых, как только появилось приложение «Мой налог», которое упрощает общение с налоговой.
— Честно скажу, мне было сложно разбираться с документацией, связанной с открытием ИП, пусть даже по «упрощенке», нанимать бухгалтера для этих целей, — уверяет Ахметзянова. — Когда появилось приложение, ты четко видишь, какая сумма уходит в налог, и весь процесс значительно упрощается.
Ведущая уверяет, что сейчас все больше ее коллег уходят из тени.
— Если ты получаешь деньги в конверте, то это исключает возможность сотрудничества с крупными организациями, которые все проводят документально. Зная о моем статусе, крупные клиенты заключают договор не как с физическим лицом, а значит, не обязаны платить большой налог, а как с самозанятой и действовать по упрощенной схеме налогообложения. И им хорошо, и мне. Если честно, после того как я стала самозанятой, на моем финансовом состоянии это отразилось только в лучшую сторону, поскольку заказов стало больше.
Интересно, что около пяти с половиной тысяч человек, регистрируясь, указали Татарстан регионом деятельности, хотя сами живут за его пределами.
— Этот налоговый режим за счет своей простоты и доступности вызывает большой интерес и у жителей ближайших с Татарстаном регионов: самозанятыми у нас регистрируются жители Ульяновска, Уфы, Ижевска, Йошкар-Олы, — рассказал ведущий специалист отдела развития институтов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства министерства экономики Татарстана Эмиль Хисматов.
Понятно, что подобная «миграция» бизнеса между регионами, которая приносит в местный бюджет хотя бы копеечку, в скором времени прекратится. С января 2020 года налог на профессиональный доход станет доступен жителям еще 19 регионов страны, а с июля 2020 года будет распространен на всю Россию. .