Василий Евгеньевич, по закону экономики, если определенный товар оказался в дефиците, то цена на него растет, а при избытке — падает. Как тогда можно объяснить повышение цен на бензин, автомобили и другие товары, которых на рынке предостаточно?
Василий Гордеев: Действительно, цена на рынке устанавливается в точке пересечения спроса и предложения. Если возникает недостаток товаров, например, из-за неурожая, цены растут. А произвели, к примеру, слишком много сахара — падают. Причиной роста цен также может стать и повышенный спрос как в целом, так и на отдельные группы товаров.
<!—
—>
Подорожание импортных товаров бывает обусловлено как ростом мировых цен, так и ослаблением рубля относительно валют стран, выступающих торговыми партнерами России. Ослабление национальной валюты также влияет на издержки производителей, закупающих материалы и оборудование за рубежом. Рынок автомобилей — хорошая иллюстрация, ведь значительная их часть ввозится в страну или изготавливается из импортных комплектующих. Вместе с тем что касается, в частности, автомобильного рынка, то годовой прирост цен на автомобили (новые и подержанные) в Самарской области замедляется еще с мая 2019 года. По итогам августа 2020 года он составил всего 1,13 процента.
Особым фактором, влияющим на спрос и в конечном счете на динамику цен, являются ожидания граждан и бизнеса относительно цен в будущем. Так, к примеру, производители товаров учитывают это при выставлении цен на свою продукцию, определении зарплат сотрудникам. А люди, в зависимости от своих ожиданий относительно будущих цен, принимают решения о том, какую часть имеющихся средств направить на сбережение, а какую — на потребление.
Рядовой потребитель, конечно, ругает инфляцию. И это понятно — кому же нравится платить сегодня больше, чем вчера. Какую цель при регулировании роста цен пытается достичь Банк России?
Василий Гордеев: Денежно-кредитная политика Центрального банка направлена на поддержание покупательной способности рубля. Это значит, что мы поддерживаем инфляцию вблизи заявленного таргета в четыре процента год к году. Поэтому цены растут плавно и умеренно. В последние три года — с августа 2017-го по август 2020 года — годовая инфляция в России в среднем была равна 3,4 процента.
Если она будет выше — быстрее будут расти цены, люди начнут стремиться тратить деньги, пока те не обесценились, станет труднее копить на долгосрочные нужды. Но и слишком низкая инфляция, грозящая переходом к снижению цен по целому ряду товаров, и тем более дефляция, то есть одновременное снижение цен практически на все товары, ничего хорошего не несут. Люди видят, что цены завтра могут снизиться, и откладывают свое потребление «на потом». Товары начинают залеживаться, и продавцы, чтобы их реализовать, снижают цены, уменьшают заказы производителям. А те в свою очередь снижают зарплату работникам, а потом и вовсе их сокращают. Так что устойчивая инфляция вблизи заявленной цели — это непреложное требование. В этом случае достаточный спрос будет стимулировать экономику.
Почему инфляция, по ощущениям людей, всегда оказывается выше официальных показателей?
Василий Гордеев: Во-первых, у всех есть своя личная потребительская корзина и соответственно — личная инфляция. Например, кто-то не может представить свою жизнь без сладкого, а другой вообще сладкое не любит, кто-то любит пельмени, а кто-то — сосиски. Состав семьи также определяет расходы. Когда появляются дети, родители покупают специальное питание, одежду и игрушки, а в чьем-то бюджете такой статьи расходов нет. Разное потребление — разная инфляция. При этом Росстат фиксирует изменение цен на 500 с лишним товаров и услуг. И все они одинаково важны для разных людей.
Во-вторых, мы больше обращаем внимание на цены тех товаров, которые покупаем часто, например, продукты питания. Поэтому изменение цен на хлеб и молоко замечаем быстро. А вот мебель, автомобили, гаджеты приобретаем куда реже, поэтому можем и не заметить, что они почти не изменились в цене или даже подешевели. Оценивая темп прироста цен товаров длительного использования, мы помним их цены в то время, когда в последний раз покупали или хотя бы ими интересовались. И сравниваем сегодняшнюю стоимость с ценником трех- или пятилетней давности.
<!—
—>
Кроме того, люди склонны чаще замечать рост цен, а снижение стоимости товаров воспринимают как само собой разумеющееся. Например, на прилавках подешевели сахар, не растет цена на яйца, наблюдается снижение цен на поездки в такси. На этом внимание потребителей не акцентируется.
Также стоит отметить, что ЦБ при принятии решений оперирует годовым темпом прироста потребительских цен. Люди же в большей степени замечают рост за более короткий период, например, за месяц. Мало кто сравнивает текущие показатели с ценами в прошлом году. При таком сравнении потребитель может наблюдать временный рост цен, связанный с сезонностью товара. Например, подорожали цветы к 8 марта или тетради к 1 сентября. А Банку России важно учитывать именно годовую динамику. При этом понятно, что в течение года могут быть колебания.
Высокая инфляция — всегда плохо. Пытаясь спасти от инфляции свои накопления, люди избавляются от дешевеющих денег, вкладывая их в покупку недвижимости, иностранную валюту. Сбережения в банках сейчас делать невыгодно. Так считают те, кто забирает свою наличность со вкладов. Как вы можете прокомментировать эту ситуацию?
Василий Гордеев: С развитием финансового рынка люди инвестируют в недвижимость все реже. Доля иностранной валюты в накоплениях также снижается, поскольку вложение средств связано с определенными рисками, прежде всего — колебаниями курса иностранной валюты.
Существующие предложения по вкладам позволяют прежде всего сохранить сбережения. Ставки по депозитам в рублях в среднем выше текущей инфляции. Средняя ставка в Самарской области по вновь открытым вкладам на наиболее распространенный срок — свыше полугода — составляет 4,1 процента. Банковские вклады застрахованы государством, поэтому они остаются хорошим выбором для тех, кто не склонен рисковать.
Кроме этого, существует немало других вариантов инвестирования. Это сберегательные сертификаты, вложения в акции и облигации, участие в паевых инвестиционных фондах, использование индивидуального инвестиционного счета, облигации федерального займа. Каждый потребитель сам выбирает стратегию с допустимым уровнем риска. При этом следует помнить, что рискованные инструменты и агрессивные стратегии могут дать более высокую доходность, но вместе с тем несут в себе больший риск потери вложенных средств. Прежде, чем сделать выбор, целесообразно внимательно изучить тот или иной финансовый инструмент. Одним из доступных вариантов узнать о способах и рисках инвестирования остается просветительский портал Банка России «Финансовая культура».
Все заметили существенный рост европейской валюты — почти 90 рублей за евро. Что делает ЦБ в данных условиях, чтобы сдержать этот процесс?
Василий Гордеев: Банк России придерживается политики плавающего валютного курса. Это означает, что курс рубля не фиксирован, какие-либо цели по его уровню или темпам изменения не устанавливаются, а динамика определяется соотношением спроса и предложения иностранной валюты на валютном рынке.
<!—
—>
Изменение курса рубля влияет на динамику цен отдельных товаров. Так, его ослабление может стать причиной удорожания импортируемых товаров или товаров, имеющих большую долю импорта в сырье или комплектующих. Поэтому Банк России всегда внимательно следит за валютным рынком и анализирует его возможное влияние на ценовую и финансовую стабильность. Одновременно — во многом благодаря политике плавающего валютного курса — доля импорта в потреблении заметно сократилась, то есть наш товарный рынок стал менее зависимым от внешних воздействий. Это позитивно влияет на российскую экономику. Сейчас мы производим больше своих овощей, сыров, мясопродуктов, а также товаров повседневного спроса. К примеру, в торговых сетях и на рынках Самарской области теперь представлен широкий ассортимент продукции местных сыроварен, в том числе небольших.
Отложенный спрос
После снятия части ограничительных мер, связанных с COVID-19, потребительский спрос в Самарской области, как и по всей стране, восстанавливается. Его уровень, который измеряется оборотом розничной торговли, в апреле составил минус 22 процента к апрелю 2019 года. В июне — минус 8, а в июле — минус 4 процента. А по некоторым сегментам рынка регион даже показал рост. Этим летом Самара полностью оправдала свой неформальный титул «города-курорта»: приток туристов со всей России по сравнению с июнем вырос почти в два раза.