Первый вице-премьер Игорь Шувалов считает, что после 31 декабря Россия может не продлить контрсанкции в случае потепления отношений с Западом. Поэтому российским компаниям стоит готовиться к усилению конкуренции с иностранцами.
Во второй день на Гайдаровском форуме в РАНХиГС прошла панельная дискуссия, посвященная приоритетам конкурентной политики. Вел сессию глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров, спикерами выступали глава ФАС России Игорь Артемьев, председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Анатолий Аксаков, председатель совета директоров «Северстали» Алексей Мордашов, бывший премьер-министр Финляндии и вице-президент компании Nokia Эско Ахо.
Главным же гостем мероприятия стал первый вице-премьер Игорь Шувалов, которому поначалу никак не давали слово.
«Раз в год у меня есть такая возможность — давать или не давать слово Шувалову», — шутил Макаров.
Вспомнив, что все собравшиеся собирались поговорить и конкуренции, модератор попросил экс-главу Nokia Эско Ахо показать свой телефон. Демонстрация залу финном белоснежного iPhone вызвала всеобщий смех.
После выступления Мордашова, который, как оказалось, интересуется судьбой бывших конкурентов, Макаров наконец обратился к Шувалову с вопросом о границе между конкуренцией и популизмом, из-за которого люди в результате победы одной компании над другой остаются без работы.
По словам вице-премьера, общество должно принять, что выживает только сильнейший, а проигравший уйдет с рынка. «Если ты потерял работу, это не значит, что твоя жизнь закончилась, может, это новый шанс. Мы работаем как раз над мерами такой социальной поддержки в рамках корпорации МСП», — рассказал он.
Вице-премьер признал, что социальной политике России присущи некоторые недостатки.
«Наша социальная политика в плане адресности не самая эффективная, мы говорим об этом с 2007 года, даже чуть раньше. В кризис 2008-2009 годов мы посылали работодателям сигналы, что людей не надо увольнять, а это обратное от конкуренции движение. Но было такое жесткое падение, что мы в первую очередь заботились о людях, особенно там, где моногорода. В следующий кризис, который начался в 2014 году, мы таких сигналов уже работодателям не посылали», — пояснил Шувалов.
Поэтому, заключил он, власти должны стараться создать инфраструктуру и рыночную систему такой, чтобы люди при исчезновении компании могли устроить свою жизнь.
Вице-премьер отметил, что конкуренция должна быть не только на рынке: «Сейчас все очень любят чиновников, вы знаете. Но справедливости ради нужно, чтобы и чиновники конкурировали между собой».
И привел в пример ФАС России, который в рейтинге антимонопольных органов мира занимает 17-е место. Шувалов рассказал, что как-то раз после государственного приема в Грановитой палате к нему подошел иностранный предприниматель и сказал: «Игорь Иванович, видите, сколько здесь замечательных ликов на стенах? Но я в каждом из них я вижу лицо Артемьева».
Сам Артемьев заявил, что ФАС должна заниматься просвещением и наказанием, на что Макаров тут же предложил ему обратиться за помощью к главе СКР Александру Бастрыкину. Артемьев благоразумно отказался.
«Я не хочу, чтобы в ведомство пришли работать «люди в погонах». ФАС должна остаться такой, какая есть — чиновники, белые воротнички. Кроме того, «размножение силовых органов» очень опасно для мировой экономики», — сказал Артемьев.
Затем Макаров перешел к теме санкций, как российских, так и западных.
Макаров задал Шувалову вопрос в лоб: «Почему контрсанкции, которые были приняты как вынужденные меры, сегодня выдаются чуть ли не как рецепт развития экономики?»
Шувалов, в свою очередь, открестился от политики, заявив, что занимается в правительстве управлением отдельными блоками. Поэтому и к санкциям он относятся как к данности.
«То же касается и решения о контрсанкциях. Они, конечно же, в определенной части значительно изменили ландшафт производства отдельных видов сырья, пищевой переработки и распространения через торговые сети», — признал вице-премьер.
Россия ввела в августе 2014 года ограничения на импорт продовольственных товаров из стран, которые ввели в отношении нее санкции: ЕС, США, Канады, Австралии и Норвегии. Запрет касается ввоза говядины, куриного мяса, свинины, молочной продукции, живой, охлажденной и замороженной рыбы и ракообразных, орехов, фруктов и овощей. В настоящее время запрет на импорт продлен до конца 2017 года.
При этом Шувалов заявил, что российские контрсанкции могут быть отменены.
«Наверное, пришло время понимать, что санкции скоро прекратят свое действие, или контрсанкции. Во всяком случае в моей работе мне, министру сельского хозяйства, министру экономики, скорее всего, нужно исходить из того, что контрсанкции будут отменены», — сказал он.
Он заявил, что перед финансово-экономическим блоком правительства и губернаторами стоит задача извлечь максимальные выгоды из сложившегося положения.
Не забыл он и о том, что совсем скоро в США к власти придет новая администрация.
«Вы знаете позицию нашего президента, что мы готовы всегда к открытому диалогу настолько, насколько готовы наши партнеры. Но я в своей работе должен думать об этом периоде — до 31 декабря 2017 года, и все игроки на рынке должны к этому также готовиться», — сказал Шувалов.
Чуть позже на форуме экс-министр финансов, глава Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексей Кудрин заявил, что смягчение санкций может пойти со стороны Европы, а не США, как допустил Шувалов.
«В части с Европой, скорее всего, у нас будет положительный процесс по некоторому смягчению санкций», — заявил Кудрин, отметив, что аналогичное развитие событий в случае с США он прогнозировать пока не может.