В понедельник состоится первое заседание рабочей группы Экономического совета при президенте по структурным реформам, а 25 мая соберется и сам совет с участием Владимира Путина. С основными докладами на совете, как предполагается, выступят экс-министр финансов Алексей Кудрин, бизнес-омбудсмен Борис Титов и министр экономического развития Алексей Улюкаев.
Безусловным фаворитом «борьбы концепций» выглядит Алексей Кудрин. В апреле он вернулся в большую политическую игру, став ответственным за разработку программы реформ: экс-министр финансов был назначен заместителем председателя экономического совета при президенте и избран главой совета Центра стратегических разработок.
Свою позицию Кудрин высказывает регулярно, в том числе через государственные телеканалы. Например, 21 мая он дал интервью программе «Вести в субботу».
«Можно говорить, что дно (кризиса. — «Газета.Ru») пройдено, скорее всего, наверное, мы где-то близко к этому определению находимся. Но, к сожалению, поскольку модель экономики старая отработана, новая еще не сформировалась, даже вот пройдя дно, мы останемся на этом дне», — сказал он, в частности.
По мнению Кудрина, российской экономике сейчас не хватает «определенной решительности». «Мы оттягиваем важные реформы. Это станет причиной и оттягивания начала экономического роста», — считает экс-министр финансов.
При этом он постоянно предостерегает от использования рецептов своих главных оппонентов — членов Столыпинского клуба и соавторов программы «Экономика роста» Сергея Глазьева и Бориса Титова.
Ни тот ни другой не вошел в состав возглавляемой Кудриным рабочей группы «Приоритеты структурных реформ и устойчивый экономический рост», первое заседание которой состоится 23 мая в Центре стратегических разработок. Ее членом стал лишь наиболее «умеренный» участник Столыпинского клуба, бывший заместитель главы Минэкономразвития, заместитель председателя ВЭБа Андрей Клепач.
Кудрин в своем телеинтервью говорит, что не надо накачивать экономику деньгами, поскольку это даст краткосрочный эффект, а надо проводить структурные реформы, чтобы обеспечить длительный устойчивый рост. «Самое главное сегодня в нашей перспективе, в нашей экономике — это экономический рост. Как нам прийти к экономическому росту не на один-два года — это надуть очередной пузырь. У нас будет некоторое оживление, а затем снова обвал… Давайте мы снова добавим денег, кто-то что-то закажет… Но через два года этот источник, этот запал иссякнет», — уверен Кудрин.
Наполнить экономику деньгами
У Глазьева и Титова телевизионной трибуны нет, но зато у них есть готовая программа «Экономика роста», которую по распоряжению премьер-министра Дмитрия Медведева изучают сейчас в министерствах и ведомствах. Главное, за что эта концепция подвергается резкой критике со стороны либеральных экономистов и чиновников (в лагере Кудрина находятся такие тяжеловесы, как министр финансов Антон Силуанов, председатель ЦБ Эльвира Набиуллина и глава Сбербанка Герман Греф), — это то самое предложение «дать денег».
В программе Столыпинского клуба говорится, что есть неудовлетворенный спрос в корпоративном секторе на инвестиционные ресурсы. Удовлетворять его предлагается в основном за счет целевой эмиссии со стороны Банка России. Необходимо «обеспечить вложение не менее 1,5 трлн руб. в год на поддержку инвестиционного роста путем финансирования институтов развития и рефинансирования коммерческих банков, в том числе в рамках программы развития проектного финансирования», говорится в программе. Борис Титов на прошедшем на днях заседании Столыпинского клуба заявил (его слова приводит агентство RNS), что «ничего страшного» в разговорах о допэмиссии нет, если эта эмиссия «контролируемая и в очень ограниченных объемах». Целевая эмиссия позволит получить прибыль с каждого вложенного рубля, уверен он.
«У государства есть эта возможность эмитировать деньги. На самом деле эмиссия идет постоянно», — полагает Титов. По его мнению, регулятор оказывает поддержку банковскому сектору «на триллионы», хотя она «тоже большого влияния на экономику не оказывает».
Пенсионный возраст все равно повысят
Авторы «Экономики роста» уверены, что реализация их идей приведет к росту экономики не менее чем на 5% в год. Андрей Клепач, правда, говорит о 3%, а Алексей Кудрин, как уже отмечалось, предлагает не гнаться за темпами, а сосредоточиться на болезненных реформах. В частности, он отстаивает необходимость повышения пенсионного возраста для мужчин и женщин до 63 лет.
«Одно из моих предложений — после парламентских выборов этого года объявить о новой модели пенсионной системы, о повышении пенсионного возраста. А само повышение растянуть как минимум на 12 лет. Потому что если повышать пенсионный возраст на полгода каждый год, то, чтобы повысить его даже на три года, потребуется шесть лет. А чтобы женщинам повысить с 55 до 63 лет — целых 16 лет. Чтобы не потерять три года, нужно объявить об изменениях сейчас, а начать реформы уже после выборов», — сказал экс-глава Минфина в интервью изданию Harvard Business Review.
По мнению Кудрина, вопрос пенсионной реформы стоит на втором месте среди задач по улучшению инвестиционного климата.
«Количество работающих в стране уменьшается, количество пенсионеров — увеличивается. Сейчас, когда зарплаты в реальном выражении расти перестали, мы должны хотя бы сохранить пенсии в реальном выражении. Поскольку пенсионные взносы уже не могут этого обеспечить, приходится все больше залезать в бюджетную систему в объеме примерно 200 млрд руб. в год. Так что цена пенсионных проблем невероятно высока», — уверен Кудрин.
Предложение о повышении пенсионного возраста есть и у Алексея Улюкаева. Этот пункт содержится в материалах Минэкономразвития к заседанию Экономического совета, которые были обнародованы 22 мая. Ведомство отмечает, что возврат к высоким темпам роста невозможен даже при возвращении высоких цен на нефть.
«Наши расчеты показывают, что даже в условиях высоких цен на нефть, то есть выше $50 за баррель, возвращение на прежнюю траекторию роста — 5–7% в год — практически невозможно», — говорится в документе.
Много вкладывать
Упор в Минэкономразвития предлагают сделать на инвестиционной политике. В докладе указывается, что оптимальное соотношение между текущим потреблением и инвестициями, исходя из максимизации выпуска, согласно различным моделям, находится в диапазоне 22–25% ВВП. Для того чтобы выйти на это соотношение, инвестиции в ближайшие годы должны расти на 7–8% в год при сохранении тенденции стагнации текущего потребления. Инвестполитика для выхода на такие темпы роста капвложений состоит из трех пунктов: создание и поддержание инвестиционного ресурса, создание условий для трансформации сбережений в инвестиции, стимулирование инвестиционной активности через механизмы государственной поддержки. Последний пункт в значительной степени перекликается с инициативами Столыпинского клуба и Андрея Клепача.
Ведомство считает необходимым резко снизить административную нагрузку и давление на бизнес. Здесь предлагается сокращение различных видов отчетности, уменьшение количества проверок за счет ускорения реформы контроля, надзора и внедрения риск-ориентированных подходов, пересмотра устаревших обязательных требований по наиболее распространенным видам надзора. Важно также обеспечить стабильность регуляторного режима для бизнеса, полагают в Минэкономразвития, на практике минимизировать «ситуативные» изменения в законодательство, вводящие новые требования и издержки для бизнеса, либо через оценку регулирующего воздействия ко второму чтению в Госдуме, либо через инструменты, имеющиеся в распоряжении администрации президента. «По нашим оценкам, только за счет наведения порядка в государственном регулировании бизнеса можно снизить издержки на несколько сотен миллиардов рублей в год», — отмечается в материалах министерства.
Необходимо и кардинальное снижение рисков незаконного уголовного преследования предпринимателей через продолжение работы по изменению как уголовного и уголовно-процессуального законодательства, так и системы мотивации правоохранительных органов и судебной системы.
Стоит отметить, что пункт о существенном улучшении условий ведения бизнеса будет во всех трех докладах. Пожалуй, тут разница будет только в деталях. Ключевые расхождения останутся в области денежно-кредитной политики и участия государства в инвестиционном процессе. Очевидно, что Владимир Путин не станет принимать решений о параметрах своей программы 25 мая. Процесс выбора будет долгим и сложным, а конкуренция между мозговыми центрами — жесткой.
Впрочем, итоговый набор тезисов почти со стопроцентной вероятностью будет компромиссом между позициями Кудрина и Титова — Глазьева: болезненные реформы с отложенным эффектом и стимулирование роста за счет дешевых и длинных денег.