Журналисты РБК выявили схему манипуляции «Яндекс.Новостями» со стороны прокремлевских сил на примере с петицией за предоставление Михаилу Касьянову гражданства США. Эта петиция была опубликована 22 мая на популярном в мире сайте change.org и к 8 июня набрала 15 тыс. подписей. 25 мая петербургский сайт «Лениздат.ру» сообщил, что «некий фотограф из Москвы» предложил редакции за несколько тысяч рублей опубликовать новость о петиции, причем за основу рекомендовалось взять аналогичный материал на сайте «Ридус» и переписать его не менее, чем на 70%. В заголовок текста обязательно должны были входить слова «Касьянов», «гражданство», «петиция», а в тексте должны быть упомянуты интервью политика, поддержка санкций против России с его стороны и высказывание о том, что он мечтает вернуть Крым Украине.
««Лениздат» отказался от предложения и публично написал об этом. Но на других сайтах, например Lenta.ru, новость о том же самом вышла около назначенных 08:00, а ряд сайтов, например «Аргументы и факты», «подхватил» историю позже. В «Яндекс.Новостях» (сервис агрегации новостей) сформировался сюжет «Петиция о выдаче Касьянову гражданства США собрала 12,5 тыс. подписей», включающий 287 новостей, — говорится в статье РБК. — Новостной поток на эту тему начал формироваться ночью с 25 на 26 мая, но утром, 25 мая, с 8 до 9 утра, он стал очень плотным: новости по данной теме приходили раз в минуту. Это стало одной из причин, в силу которых сюжет попал в топ-5 самых популярных».
Издание выяснило, что новости в «Яндекс.Новостях» ранжируются автоматически, исходя из трех показателей – количества сообщений о событии, веса СМИ, которые написали о нем, а также интенсивности потока сообщений. Если о событии в течение небольшого промежутка времени приходит много сообщений от разных СМИ, среди которых есть издания федерального уровня, оно может попасть в топ-5 новостей «Яндекса». При этом «Яндекс.Новости» отсекают «дубли» — одинаковые тексты. Если все источники перепечатают один и тот же текст без изменений, шансы на включение его в топ-5 новостей «Яндекса» малы.
В пиар-агентствах, куда обратились за комментарием журналисты, рассказали о механизме раскрутки петиций на change.org: некий посредник создает петицию с нужным заказчику темы содержанием, затем закупается трафик в соцсетях. Если тема получает широкий резонанс на change.org, она попадает в топ этого сайта и, соответственно, на его страницу в Facebook. После чего популярность петиции гарантирована: «У change.org на Facebook более 950 тыс. подписчиков.
После раскрутки петиции и достаточного числа подписавшихся ее распространяют в «ЖЖ» (площадка Livejournal входит в холдинг Rambler&Co) — через «лидеров мнений», популярных блогеров. Следующая стадия — публикации в СМИ, причем речь может идти как о платном, так и о бесплатном продвижении. В первом случае речь идет о закупке порядка 30–40 онлайн-ресурсов, которые индексируются «Яндексом». Во втором случае речь идет об органическом «проникновении» в СМИ: петиция набирает обороты и превращается в обычный информационный повод, которым пользуются издания для написания своих материалов. На всю схему — с момента создания петиции до вывода в топ новостей — уходит несколько сотен тысяч рублей.
Собеседники РБК в пиар-агенствах отметили, что создатель петиции по Касьянову некий Роберт Хилл указал в качестве своего места нахождения округ Колумбия, хотя на самом деле был зарегистрирован в Московской области.