Прошла уже пара суток после появления фрески «Гагарин. Распятие» на одной из многоэтажек Перми. Я попытался за прошедшее время понять, как относятся люди к ней в первую очередь чисто технически. Без эмоций. Просто для того, чтобы как-то классифицировать этот объект и эту акцию.
Вот когда первые эмоции схлынули наверное и можно провести голосование-опрос, в котором попытаться провести границу между искусством в чистом виде и PR тоже в чистом виде. Зачастую обыкновенный PR выдаётся за искусство (хотя PR — это тоже искусство). При этом речь идёт не об эстетике, а о том, «Что хотел сказать художник?». Хотя этот вопрос сам по себе идиотичен, т.к. зачастую художник хочет запечатлеть красивую бабу и ничего сказать не хочет. А придумывают то, что он хотел что-то сказать искусствоведы-критики. И так здорово придумывают, что уже и сами художники стали верить в то, что своими произведениями они должны что-то сказать, а если не скажут, то это типа и не искусство вовсе.
Я вот навсегда разочаровался в искусствоведах-критиках после того, как много лет лет они рассуждали о теме борьбы добра со злом в «Коллизии» Бетховена, а научнокоммунистические искусствоведы-критики ещё и добавляли к этом про эксплуататоров и эксплуатируемых, пока не оказалось, что произведение называется «К Элизе» и оно просто о любви.
В общем это был мой взгляд на то, что художник что-то хочет сказать, кроме того, что а) «Я так это вижу» б) «Я есть! Заметьте меня!».
Так на мой взгляд и в этой истории: я считаю, что автор максимально хотел показать, как он видит сочетание Пасхи и Дня космонавтики, потом решил, что это послужит и второй цели — напомнить о себе.
А затем вспомнив о том, что «он должен что-то сказать этим», написал вот этот текст:
«На 12 апреля 2015 года пришлось сразу два больших праздника: день Космонавтики и Пасха. Мне кажется, такое стечение календарных обстоятельств очень символично, ведь наука и религия долгое время находились по разные стороны баррикад, пытаясь отвоевать свою долю влияния на умы. Работа «Гагарин. Распятие» — моя попытка говорить на тему этого многовекового противостояния языком современного искусства.
В Средние века жертвой борьбы стали Джордано Бруно, Галилео Галилей и другие мыслители, «продвигавшие» научные теории об устройстве Вселенной. Советская власть без стеснения использовала здания храмов как склады, клубы или производственные помещения (свято место пусто не бывает), репрессировала священнослужителей. А духовным воспитанием народа вместо священников активно занимались строители коммунизма – при непосредственном участии ученых-атеистов. Попытки объяснить происхождение мира продолжались.
Мне кажется, в настоящее время силы науки и религии стали приходить в хрупкое равновесие. Российская наука уже не так сильно влияет на нашу духовную (и экономическую) жизнь. При этом космонавтика, флагман русской науки, до сих пор не сдает позиций и считается лучшей в мире. Она остается оплотом духа современного Фомы Неверующего. Духовенство, оправившись после советского прессинга, набирает сил – Государство помогает вернуть церкви диверсифицированные храмы и прочую недвижимость. Верующих становится все больше — среди как простого люда, так и видных политиков. Науке и религии больше незачем делить сферы влияния и соперничать за лояльность хозяина-Государства… Но охота на ведьм продолжается: религия отныне инквизирует представителей современного искусства, а наука стала догматичной как средневековая церковь и отлучает носителей альтернативных точек зрения от признания и практической реализации проектов…
Почему Гагарин?.. Это современный Иисус от науки, добровольно принявший на себя первые космические муки человечества. Тяга к звездам притянула его болтами к стальному кресту. И он стал супер-звездой – как Иисус Христос! Его образ используется государством как икона патриотизма. Он воскрес в медийном пространстве, в нашей памяти и уже никогда не умрет.
Место выбрано неслучайно. Стена находится рядом с бывшим ракетным училищем, в том же квартале расположен Спасо-Преображенский Кафедральный Собор, в советское время вместивший Пермскую Государственную галерею. Она хранит уникальную коллекцию Пермской деревянной скульптуры (Пермские Боги) — это единственные в России изображения Христа в объеме. Сейчас здание Собора возвращено Православной церкви, власти уже официально передали его РПЦ – галерея должна освободить здание; правда, нового места для огромной коллекции пока не выделено и не построено, поэтому галерея продолжает работу – по сути, на птичьих правах.
Мне хочется предостеречь науку и религию от новых ошибок, подобных сжиганию Джордано Бруно. Чтобы потом через много лет не пришлось реабилитировать каких-нибудь невинно замученных творцов – художников, музыкантов, изобретателей, подвергающих сомнению устоявшиеся догмы. Такие люди часто остаются непонятыми – просто они родились слишком рано, их идеи опережают свое время.
ПС: А еще я заметил интересное сходство в методах освоения пространства РПЦ и граффити-райтеров. Всем известно, что своими именами на стенах граффитчики как будто метят территорию. Чем больше раз ты напишешь свое имя на стене, то есть, чем больше территории ты захватил, тем ты круче! Церковь поступает аналогичным способом. Только вместо надписей они метят территорию крестами. Крест означает, что это красивое место понравилось кому-то из православных, и он планирует построить здесь храм. Своим нарисованным крестом я решил по такому же принципу застолбить хорошую стену для будущих масштабных стрит-арт проектов!..»
И вот это уже стало на мой взгляд перебором. Не могу вспомнить никого из великих, кто сам бы на себя писал рецензии в духе «Что этим хотел сказать художник?».
После прочтения этого текста, данная работа из искусства для меня стала чистой воды холодной, расчётливой технологичной, достаточно креативной PR-акцией.
Теперь фото фрески из ФБ автора Александра Жунева:
P.S. Любителям порассуждать на тему того «Да что там сам автор поста в искусстве понимает, чтобы писать об этом?»: в то время, когда многие современные культуртрегеры моего возраста околачивали груши и занимались прочей юношеской фигнёй, я посещал лекции по визуальным формам искусства, которые организовывало в Перми общество «Знание» и привозило на них в качестве лекторов специалистов из Москвы и Санкт-Петербурга. Современные же культуртрегеры более молодого возраста были лишены и этого. Как я всегда говорю: чем Модильяни отличается от Гогена я знал ещё в 14 лет. Так что база какая-то у меня есть. Не переживайте за меня.