Политика, как известно, во все времена считалась «грязным» делом. Очень трудно , находясь у вершин власти, не замараться, тем более, соблазнов поступиться совестью и репутацией огромное количество, а желающих предложить их в своих корыстных целях еще больше. «Крымская весна», вернувшая в состав России курортный полуостров, выдвинула в топ новостей новые, до селе неизвестные фамилии региональных политиков, которые быстро вошли в ежедневный лексикон и стали узнаваемы на экранах телевизоров.
При упоминании объединившего практически всех россиян лозунга «Крым наш!» на память сразу приходит образ главы нового субъекта федерации Сергея Аксенова, ставшего символом патриотического движения соотечественников, – молодого, энергичного руководителя, взявшего на себя огромную ответственность и не побоявшегося угроз и возможных репрессий со стороны украинских властей. Временами его рейтинг известности превышал показатели главы другого российского субъекта – Рамзана Кадырова.
Неужели «смутные» времена 90-х, когда в политику, как пчелы на мед, слетались авантюристы всех мастей, личности с «темным» прошлым и просто непорядочные люди, прошли? В новом веке к власти придут люди абсолютно другой формации – честные бессребреники, своим энтузиазмом, увлекающие за собой народные массы? Как любое новое явление личность Сергея Аксенова подлежит пристальному изучению.
Сергей Аксенов
В Крыму Аксенов появился в конце 80-х годов при уже разваливающемся, но еще сильном Советском Союзе. Родиной будущего главы республики был такой же теплый и плодородный край, как Крым – Молдавия, а еще точнее – город Бельцы. Его отец получил там известность, как бессменный руководитель русского землячества и гены патриотизма, любви к России-матери, вероятно, передались сыну от отца.
Смена места жительства на Симферополь объяснялась желанием молодого человека стать военным. Правда воинскую специальность он выбрал не в духе того бурного времени. В стране шумела перестройка с ее критикой прежде всемогущей партии и, особенно, ее жесткого идеологического хребта. Тем не менее, Сергей Аксенов все же захотел служить политруком, причем среди стройбатовцев – персонажей многочисленных анекдотов. В будущем, привитые в стенах военного училища, навыки общения с массами ему пригодятся в самую решающую минуту жизни, а вот строительство, как вид деятельности останется в стороне от его интересов.
Первым действительно труднообъяснимым фактом биографии Аксенова стало окончание военного училища в 1993 году без вручения положенного в таких случаях диплома. К тому времени Союз уже распался. Крым, благодаря беловежскому сговору, стал неотъемлемой частью незалежной Украины, Молдова размежевалась с Приднестровьем, а служба в любой постсоветской армии стремительно теряла престиж. Служащие в рядах вооруженных сил Украины политруки стыдливо переименовали себя в воспитателей, чтобы через десяток лет стать капелланами.
Аксенов бизнесмен
Диплом о высшем образовании Аксенов все же получит. В нем будет записано, что его обладатель является магистром престижной специальности «Финансы и кредит», а само учебное заведение именовано, как Университет экономики и управления. К слову, в его аудиториях ему вновь пришлось повстречаться с преподавателями военного училища, скопом перешедшими в гражданский вуз. Перспективы частного предпринимательства вдохновили Сергея Аксенова, как и многих сверстников, желавших работать не на безликое государство, а лично на себя и определили дальнейшую карьеру несостоявшегося офицера. Первой записью в трудовой книжке стала должность заместителя директора кооператива «Эллада», занимавшегося торговлей дарами крымских полей и садов, переработанными на консервы.
Через 3 года Сергей Аксенов, набравшийся ценного опыта, перешел на такую же должность в ООО «Астерикс». Вообще, ему долго не пришлось показать себя на главных ролях в бизнесе. Следующее его ООО «Фирма «Эскада» закрепило за ним репутацию вечно второго, а может быть – «теневой» главы. В настоящее время в собственности известного политика числятся стекольный завод, строительная фирма, газета и информационный портал, агентство недвижимости и даже питейное заведение – бар с многозначительным названием «Алькатрас». Так называлась американская тюрьма, в которой отбывал свой срок знаменитый гангстер времен «сухого закона» Аль Капоне.
В 2008 году Аксенов решил разнообразить повседневные трудовые заботы общественной деятельностью. Пойдя по стопам своего отца, он стал членом «Русской общины Крыма», а в 2010 году наконец попал под лучи известности, заняв пост лидера движения «Русское единство». Дальнейшая биография Сергея Аксенова хорошо всем известна. Весной 2014 года он был назначен Председателем Совета Министров Автономной Республики Крым, а буквально через несколько месяцев, наконец, стал для россиян символом крымской реконкисты.
ОПГ Крыма
В пору начала своей оппозиционной киевским властям деятельности в пылу местных политических баталий депутат Верховного Совета республики Михаил Бахарев распространил порочащую образ патриота информацию. Она представляла собой оперативные сводки Управления по борьбе с организованной преступностью, в которых Аксенов причислялся к криминальной группировке «Сэйлем». Столь странное название означало популярную у тогдашних мажоров марку сигарет с ментолом.
Из документов можно было узнать, что фигурант милицейской разработки носил кличку Гоблин и был завсегдатаем самых дорогих баров на курортном Южном береге полуострова. Депутат комментировал документы следующим образом. Гоблин считался в ОПГ специалистом по «грязной» работе. Его привели в группировку за руку его знакомые, греки по национальности, с которыми он работал в кооперативе «Эллада».
Многонациональный Крым породил несколько ОПГ, разделявшихся по национальному признаку. Костяк «Сэйлема» составляли евреи и армяне. Их заклятые враги ОПГ «Башмаки», названная по имени лидера Виктора Башмачникова, напротив, в основе своей были русскими и украинцами и считались самой многочисленной группировкой. Ее численность иногда переваливала за тысячу человек.
Будущий главный крымский патриот выбрал чужую кампанию, но этому есть простое объяснение. «Сэйлем», безусловно уступая по численности, обладала среди всех крымских преступных сообществ самым большим капиталом и связями во власти. Менталитет предприимчивых евреев и цыган не имел конкуренции с «башмаками», выросших из обычных рыночных наперсточников и предпочитавших примитивные схемы криминальных заработков. В межклановых разборках «Сэйлем» всегда находил поддержку у ОПГ «Греки». Крымские татары в конфликтных ситуациях обычно отдавали предпочтение «башмакам», но Сергей Аксенов сумел проявить себя неплохим дипломатом, договорившись с группировкой коренных жителей полуострова по вопросу покупки партии оружия.
Разборки группировок
Огромные возможности политического лобби Аксенов мог наблюдать в 1997 году, когда «Сэйлем» решил обзавестись своей «ручной» партией – Партией экономического возрождения Крыма, которую возглавили активные члены ОПГ Шевьев, Данилян и Воронков. В те годы авторитет Аксенова был слишком мал, чтобы заявить о себе на политической сцене. Ему приходилось решать совсем другие проблемы. В 1996 году на него было совершено первое покушение, второе случилось 5-ю годами позже. Сообщения об этих инцидентах также присутствуют в милицейских сводках.
Главным лидерам «Сэйлема» повезло меньше, чем будущему главе республики. Олег Слатвинский по кличке Жираф погиб от руки киллера в Варшаве в 1992 году, а Евгений Хавич, он же Жид, при загадочных обстоятельствах пропал в Симферополе в 1995 году. ОПГ «Сэйлем» тоже особо не считалось с чужими жизнями. За ними числятся около полусотни трупов.
Особую ценность для ОПГ Аксенов приобрел, возглавив «Русское единство». Крепкие спортивные ребята, под эгидой организации самообороны, смогли поддержать мускулами рейдерский захват Симферопольского автовокзала и санатория «Искра» в Евпатории, но силового элемента в действиях оказалось недостаточно в борьбе за другой санаторий – «Горное солнце».
Иск о защите чести и достоинства
В унисон с Михаилом Бахаревым бывший президент Крыма Юрий Мешков охарактеризовал Аксенова того времени, как человека, ведущего сомнительный образ жизни и контактирующего с лицами, не внушающими доверия. Сергей Аксенов вытерпеть подобных оскорблений не смог. Он подал иск против Михаила Бахарева о защите чести и достоинства, принципиально обозначив его сумму в 1 гривну.
Первая судебная инстанция подтвердила правоту обиженной стороны, но Апелляционный суд решил все по другому, не приняв доводов истца. Вопрос об оборотной стороне образа Аксенова-Гоблина по-прежнему остается открытым.
Революционер
Приход в ряды самых известных российских политиков тоже был заранее подготовлен. Новое поле вспахивалось им постепенно. Несколько раз Аксенов предлагал кандидатам в президенты Украины свои услуги в ведении на территории Крыма избирательной компании, примеряя на себя способы манипулирования толпой. Во многом его ведущая роль в «крымской» революции и поддержка Москвы объясняется тем, что в рядах «Русского единства» состояло не мало сторонников Аксенова, доказавших свою решимость и проверенных делом в боях на криминальном фронте.
Мгновенно проведенная совместная операция переодетых российских военных и гражданских лиц из числа коренных жителей Крыма не могла быть самодеятельностью, а требовала тщательной подготовки и определенных навыков у ее участников. Продуманная силовая операция была подкреплена быстрым голосованием в местном парламенте, которое многие в Крыму считают довольно грубой подтасовкой, но направленной на благое дело. Прошел век, но революции по-прежнему не делаются в белых перчатках. О Камо, Кобе, Баумане, Красине благодарные потомки слагали вирши, ставили им памятники и называли улицы городов, лишь стараясь не замечать их одиозных попутчиков в лице «зеленых братьев» бандита Лбова. Сергей Аксенов не первый и, наверное, не последний персонаж в компании двуликих революционеров.